Что такое электроизоляционный лак и для чего его использовать?

Акриловый лак с изоляционными свойствами

Если вы ищите вещество с высокими диэлектрическими характеристиками, можно попробовать акриловый изоляционный лак. Он также применяется для защиты от коррозийных процессов и атмосферных явлений обмоток двигателей и трансформаторов, а также для печатных плат.

Сохнет довольно быстро. Образует прозрачную защитную пленку, достаточно прочную и устойчивую к различным влияниям. Из несомненных преимуществ раствора выделим:

  • влагостойкость;
  • грязестойкость;
  • защита от окислительных реакций;
  • химическая инертность;
  • высокие диэлектрические способности;
  • широкий диапазон рабочей температуры – от -70°С до +100°С.

Электроизоляционные лаки и другие аналогичные средства нужны для того, чтобы безопасно и эффективно использовать электрооборудование различной комплектации.

Особенно, если такие устройства работают в автоматическом режиме и выполняют важные технологические функции (на производстве, в быту).

§ 15-2. Методы пропитки

Для пропитки обмоток пользуются следующими методами:

  1. погружением в лак;
  2. на стендах с нижней подачей лака;
  3. струйным поливом;
  4. компаундированием;
  5. вакуумно-нагнетательным способом.

Выбирают метод пропитки в зависимости от типа лака и конструкции обмоток. Метод пропитки погружением. Этот метод является наиболее распространенным способом пропитки лаками, содержащими растворитель, как отдельных катушек, так и обмоток, уложенных в пазы сердечников. Для лучшего проникновения лака в обмотки, уложенные в пазы сердечников, последние перед погружением в лак нагреваются до температуры 60—70°. Перед пропиткой водноэмульсионным лаком ПФЛ-86 нагревать сердечники не следует во избежание распада эмульсии. Режим пропитки зависит от назначения электрической машины, конструкции обмоток и типа лака. Так, количество пропиток бывает от одной и более, а время выдержки обмотки в лаке колеблется от нескольких секунд до одного часа. Время выдержки обмоток в лаке при первой пропитке (15 мин — 1 ч) значительно больше, чем при последующих погружениях, так как при первом погружении происходит основное заполнение пор и воздушных прослоек в изоляции. При любой пропитке обмотка должна находиться в лаке до прекращения выделения пузырьков воздуха. Для лучшего проникновения лака в обмотку у погружаемых в бак с лаком изделий пазы сердечников должны быть расположены вертикально или под небольшим углом. Якорь электрической машины погружают в лак коллектором вверх. Во время пропитки обычно бывает сложно защищать концы валов, посадочные поверхности статоров и шайб якорей, поэтому сразу после пропитки лак с этих поверхностей удаляют, протирая посадочные поверхности хлопчатобумажными салфетками, смоченными в растворителе. В пропиточном отделении должен быть установлен жесткий контроль за составом и чистотой лака. Пропиточные ванны и котлы необходимо периодически очищать от остатков лака, а погружаемые в лак изделия перед пропиткой обязательно продувать чистым сжатым воздухом для удаления с них пыли и грязи. Ежедневно и после каждого разведения проверяют вязкость лака, а через два-три дня — содержание основы лака. При обычном методе пропитки на удаления растворителей в процессе сушки затрачивается значительное время — 10—12 ч. Для ускорения процесса пропитки и последующей за ним сушки за рубежом был разработан новый метод пропитки. Сущность этого метода заключается в том, что изделие, подлежащее пропитке, нагревают до температуры, несколько превышающей температуру кипения растворителя, а затем погружают на 10—20 сек в ванну с лаком, имеющим температуру цеха. У слоев лака, соприкасающихся с якорем, нагретым до температуры 160°, резко снижается вязкость, в результате чего лак лучше проникает в поры обмотки и при этом большая часть растворителя испаряется из обмотки. Время сушки после пропитки для удаления оставшегося растворителя сокращается таким образом до 1—2 ч. Метод пропитки погружением имеет ряд недостатков. Целью операции является пропитка изоляции обмоток и пазов сердечника, а в лак приходится погружать сердечник целиком. В результате этого увеличивается расход лака за счет покрытия им металлических деталей. К тому же этот лак приходится с посадочных поверхностей смывать вручную. На наружной поверхности статора образуется лаковая пленка, которую очень трудно смыть, при окраске по ней качество покрытия получается невысоким. После пропитки в течение 20—30 мин с изделий на поддоны стекает лак. Выделяемые в это время пары растворителей, а также испарения с поверхности лака пропиточных ванн приводят к загазованности пропиточно-сушильных отделений. При определенной концентрации паров растворителей пропиточное отделение становится взрыво- и пожароопасным и вредным для здоровья находящихся в нем работников. Исключение составляют пропиточные отделения с водноэмульсионными лаками.

Виды лаков

Современный рынок предлагает несколько видов растворов для пропитки электрических двигателей. Среди всего этого разнообразия можно выделить такие типы лака:

  • ФЛ-98. Основным компонентом смеси является модифицированный глифталь. Лак очень хорошо сохнет, а также выдерживает значительные нагрузки. Поэтому он часто используется для обработки двигателей кранов и других тяговых систем;
  • МЛ-92. Химически этот лак во многом похож на предыдущий тип. Но его рекомендовано использовать уже для пропитки обмоток на электрических машинах и трансформаторах. Смесь после высыхания очень хорошо цементируется, а также качественно противостоит воздействию влаги и масла;
  • ГФ-95. Лак хорошо и долго сохраняет пластичность, что позволяет использовать его для обработки различных видов обмоток. Зачастую его применяют для систем, которые работают внутри масляной жидкости. Лак практически не повреждается этим веществом, а также прекрасно противостоит образованию дуг.

Существует еще много лаков для пропитки обмоток

При их выборе важно учитывать технические характеристики растворов и консультироваться со специалистами, которые помогут подобрать оптимальный вариант. Твитнуть

Состав и технические характеристики лака 318

Масляно-битумный лак 318 образует на поверхности защитную пленку черного цвета. Применяется для пропитки при ремонте электрических машин низкого напряжения. Содержит органические растворители. Разбавляется Уайт-спиритом и сольвент-нафтой.

Рекомендованный режим сушки – печной (горячий) при температуре от +105 градусов Цельсия.

Из явных достоинств масляно-битумного лака 318 с электроизоляционными свойствами следует выделить:

  • повышенную влагостойкость;
  • нагревостойкость класса А.

Однако лак 318 слабо устойчив к влиянию технических (трансформаторных) масел, способен к растворению.

Способы пропитки

Пропитка предполагает собой покрытие лаком всех элементов обмотки

При этом важно смазать им все поверхности. Выполняется пропитка с помощью нескольких технологий:

  1. Погружение статора в раствор. При этом деталь опускается только вертикально. Пропитка завершается лишь после того, как из смеси перестанут выходить пузыри воздуха.
  2. Обливание. Для этого статор также располагают вертикально и медленно наносят лак.

Что касается роторов, то они пропитываются только прокатыванием в специальных ваннах. После завершения этой операции все компоненты нужно расположить на поверхности, чтобы дать возможность стечь лишнему лаку. Остатки лака на механизме удаляют с помощью тряпки и бензина. Выполняют это только для тех мест, где этот состав не нужен.

Основные способы

Выполнение пропитки трансформаторов в домашних условиях может выполняться несколькими способами. Каждый из них в своей мере позволяет улучшить технические характеристики устройства.

В свечном воске или парафине

Выполнение пропитки с использованием парафина в домашних условиях осуществляется в несколько этапов:

  • На плите без использования открытого огня плавится парафин или свечной воск. Состав должен стать жидким и лишенным включения комков. Количество рассчитывается с учетом возможности полного погружения в жидкий парафин или свечной воск трансформатора.
  • Трансформатор расклинивают и сжимают на должном уровне. Его подвешивают на проволоке и полностью погружают в кастрюлю. Оставляют минут на пять. За этот срок он полностью пропитывается.
  • Достают трансформатор из кастрюли и подвешивают примерно на три часа, чтобы парафин или свечной воск полностью высох.
  • Остатки подсохшего средства аккуратно счищают с контактов и устанавливают трансформатор в штатное место.

Пропитка в лаке

Для выполнения нанесения такого защитного слоя могут использоваться различные типы лаков. Чаще всего в домашних условиях используется алкидный лак. Также можно использовать ПВФ-170 или ПВФ-171, мебельные лаки. Такая технология также готова существенно повысить эксплуатационные характеристики работы трансформатора.

Какой лак можно использовать

В большинстве случаев для пропитки используется алкидный лак. Наиболее доступным распространенным вариантом становится «Зебра»

При покупке следует обратить внимание на степень вязкости. Для этого предпочтение желательно отдавать составам, упакованным в прозрачную емкость

Например, в прозрачную пластиковую или стеклянную бутылку.

МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

2.1. (Исключен, Изм. № 2).

2.2. Отбор проб — по ГОСТ 9980.2-86.

(Измененная редакция, Изм. № 4).

2.3. Определение
внешнего вида пленки лака

Лак с исходной вязкостью наносят наливом на медную
пластинку толщиной 0,4 — 0,6 мм (ГОСТ 495-92) и размером
100×100 мм. Пластинку ставят под углом 45° в эксикатор или остекленный
шкаф и выдерживают в течение 30 мин при (20 ± 2) °С затем сушат в течение 1,5 —
2 ч при (120 ± 2) °С. После охлаждения полученную пленку рассматривают в
отраженном свете.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

2.4. (Исключен, Изм. № 4).

2.5. (Исключен, Изм. № 5).

2.6. При определении массовой доли нелетучих веществ
навеску испытуемого лака массой 1,5 — 2 г помещают в сушильный шкаф и
выдерживают при температуре (130 ± 5) °С в течение 2 ч. Допускается определение
массовой доли нелетучих веществ под инфракрасной лампой при температуре (140 ±
2) °С в течение 15 мин. При разногласиях в оценке массовую долю нелетучих
веществ в лакеопределяют в сушильном шкафу.

2.6. (Измененная редакция, Изм. № 4).

2.7. Время высыхания пленки лака до степени 3 определяют
по ГОСТ 19007-73 на пластинках из медной ленты марки ЛММ, толщиной 0,1
мм размером 30×150 мм.

Лак наносят наливом по ГОСТ 13526-79.

Сушку первого слоя лака проводят в течение 15 мин при
(20 ± 2) °С. После нанесения второго слоя пленку подсушивают при (20 ± 2) °С в
течение 15 мин, а затем сушат при (120 ± 2) °С в течение 2 ч.

(Измененная редакция, Изм. № 2, 4).

2.8. Способность просыхания лака в толстом слое
определяют по ГОСТ 13526-79. Перед помещением в термостат коробочки с лаком
выдерживают в течение 30 мин при (20 ± 2) °С.

Состояние образца после термообработки должно
соответствовать SI — U2 — I (3 — 4) 2.

(Измененная редакция, Изм. № 5).

2.9. Определение кислотного числа лака проводят по ГОСТ 13526-79. В случае визуальной индикации эквивалентной точки
применяют индикатор «феноловый красный» — спиртовой раствор с массовой долей
0,2 % — 3 — 5 капель.

Навеска лака — 1 — 2 г.

Титрование проводят спиртовым раствором КОН
концентрации 0,1 моль/дм3 (0,1 М) до появления розового окрашивания.

При определении применяют микробюретку. При
разногласиях в оценке кислотное число лака определяют методом титрования с
потенциометрической индикацией эквивалентной точки.

(Измененная редакция, Изм. № 5).

2.10. Термоэластичность пленки лака определяют по ГОСТ 13526-79 на пластинках из медной ленты марки ЛММ, толщиной 0,1
мм. Первый слой лака сушат сначала при (20 ± 2) °С в течение 15 мин, а затем в
течение 2 ч при (120 ± 2) °С. После нанесения второго слоя лака пленку
подсушивают при (20 ± 2) °С в течение 15 мин, а затем сушат в течение 2 ч при
(120 ± 2) °С. Затем пластинки выдерживают в термостате при (150 ± 2) °С в
течение времени, указанного в п. 8 табл. 1. Образцы
испытывают по ГОСТ 6806-73 изгибанием вокруг стержня диаметром 3 мм.

(Измененная редакция, Изм. № 5).

2.11. Электрическую прочность и удельное объемное
электрическое сопротивление определяют на пластинках из холоднокатаного медного
листа (ГОСТ 495-92) или латунного листа (ГОСТ 931-90).

Первый слой лака сушат в течение 2 ч при (120 ± 2) °С,
второй слой — при (120 ± 2) °С в течение 16 ч. После нанесения каждого слоя
пленку перед горячей сушкой
подсушивают при (20 ± 2) °С в течение 15 мин.

Электрическую прочность определяют с применением
медных электродов, диаметр верхнего электрода должен быть 25 мм.

При определении удельного объемного электрического
сопротивления применяют измерительный и охранный электроды в виде алюминиевой
фольги, притертой к поверхности образца.

Удельное объемное электрическое сопротивление
испытывают при напряжении 100 В.

Условия нормализации, кондиционирования и испытания
электрической прочности:

1 ч (15 — 35С) 45 — 75 %; М (15 — 35С) 45 — 75 %;

1 ч (15 — 35С) 45 — 75 %; М (130С) < 20 %;

1 ч (15 — 35С) 45 — 75 % + 24 ч (23С) 93 %; М (15 —
35С) 45 — 75 %.

Условия нормализации, кондиционирования и испытания
удельного объемного электрического сопротивления:

1 ч (15 — 35С) 45 — 75 %; М (15 — 35С) 45 — 75 %;

1 ч (15 — 35С) 45 — 75 %; М (130С) < 20 %;

1 ч (15 — 35С) 45 — 75 % + 24 ч (23,0 ± 0,5С)
дистиллированная вода;

М (15 — 35С) 45 — 75 %.

(Измененная редакция, Изм. № 3, 4).

Виды лаков

Современный рынок предлагает несколько видов растворов для пропитки электрических двигателей. Среди всего этого разнообразия можно выделить такие типы лака:

  • ФЛ-98. Основным компонентом смеси является модифицированный глифталь. Лак очень хорошо сохнет, а также выдерживает значительные нагрузки. Поэтому он часто используется для обработки двигателей кранов и других тяговых систем;
  • МЛ-92. Химически этот лак во многом похож на предыдущий тип. Но его рекомендовано использовать уже для пропитки обмоток на электрических машинах и трансформаторах. Смесь после высыхания очень хорошо цементируется, а также качественно противостоит воздействию влаги и масла;
  • ГФ-95. Лак хорошо и долго сохраняет пластичность, что позволяет использовать его для обработки различных видов обмоток. Зачастую его применяют для систем, которые работают внутри масляной жидкости. Лак практически не повреждается этим веществом, а также прекрасно противостоит образованию дуг.

Существует еще много лаков для пропитки обмоток

При их выборе важно учитывать технические характеристики растворов и консультироваться со специалистами, которые помогут подобрать оптимальный вариант

Источник

Цвет

Лак ФЛ-98 имеет прозрачный цвет

К особенностям пропиточного электроизоляционного лака ФЛ-98 ГОСТ 12294-66 можно отнести такие свойства и характеристики:

  • электроизоляционный
  • электропрочный
  • термопластичный
  • маслостойкий
  • влагостойкий
  • прочный, долговечный
  • быстросохнущий — сушка до степени 3 при температуре 120 С — 2 часа

Наносят ФЛ-98 на поверхность методом окунания. Обмотки, пропитанные лаком, сушат при температуре 125-140°С.

Наносят лак на предварительно подготовленные поверхности – очищенные от грязи и пыли, обезжиренные, высушенные. При необходимости материал смешивается с растворителями (уайт-спирит, нефрас С4, ксилол) для получения нужного уровня вязкости. 

Стандарт

ГОСТ 12294-66

Характеристики товара

По типу защищаемой поверхности

Алюминий, Медь / Латунь, Пластмасса / Оргстекло, Черные металлы, Цветные металлы, Загрунтованный металл, Кабель / Провод

По области применения

Машиностроение / Станкостроение, Металлоконструкции / Стальные сооружения, Бытовая техника и оборудование, Здания и сооружения / Строительная отрасль, Радиотехническая промышленность / Приборостроение

По специальным свойствам

Электроизоляционные материалы, Глянцевая / Полуглянцевая, Матовая / Полуматовая, Для внутренних работ

По стойкости к воздействию

Влагостойкость, Бензостойкость, Электроизоляция, Маслостойкость

По типу связующего

ФЛ (фенольные)

Купить Лак ФЛ-98

Свойства диэлектриков

Для того чтобы гарантировать выполнение важных функций, электроизоляционные изделия должны обладать необходимыми свойствами. Основное отличие диэлектрика от проводника – намного большее удельное сопротивление (100-1100 Ом*см). С другой стороны, их электрическая проводимость в 14-15 раз ниже токоведущих жил. Связано это с природным происхождением изоляционных материалов, в составе которых намного меньше свободных отрицательных электронов и положительно заряженных ионов, влияющих на токопроводимость.

Все свойства диэлектриков можно разделить на две основные группы – активные и пассивные, при этом вторая является наиболее важной. К пассивным относится диэлектрическая проницаемость: чем меньше ее значение, тем более надежным и качественным является изолятор, поскольку он не оказывает негативного влияния на электрическую схему и не добавляет паразитные емкости

С другой стороны, если изделие эксплуатируется в роли диэлектрического конденсатора, то проницаемость должна быть максимально высокой (паразитные емкости в данном случае важны).

в) Оборудование сушильно-пропиточного отделения (цеха), противопожарные мероприятия

Комплекс оборудования для вакуумной сушки обмоток состоит из сушильного шкафа (рис. 12-30) со встроенными в него радиаторами парового обогрева 4, грузовой тележкой 2 с пневмо- или электротолкателем, вакуум- насосом или вакуум-насосной станцией, конденсационной колонкой для улавливания конденсата из обрабатываемых изделий. Вакуум-сушильный шкаф представляет собой сварной прямоугольный бак с ребрами жесткости и с теплоизоляцией внешних поверхностей. Одна стенка бака представляет собой откидную дверь, подвешенную на поворотном кронштейне и оборудованную электроприводом. Размеры шкафа определяются габаритами обрабатываемых обмоток. По внутренним поверхностям шкафа (его пола и стенок) расположены радиаторы парового обогрева. Прочность корпуса рассчитана на полный вакуум внутри шкафа (остаточное давление равно нулю). Все сварные швы выполняют прочно-плотными и тщательно проверяют их на герметичность. Рис. 12-31. Конденсационная колонка. 1 — Теплообменник; 2 — сборная конденсата; 3 — верхняя полость колонки; 4 — вход охлаждающей воды; 5 — выход воды; 6 — вентиль для спуска конденсата верхней полости; 7 — вентиль для снятия вакуума; 8 — вентиль для слива конденсата; 9 — смотровое окно; 10 — вентиль для выравнивания давления; 11 — днище.

Герметичность закрывания двери обеспечивается специальным резиновым жгутом, уложенным по периметру рамы шкафа, к которой прилегает дверь. Для получения остаточного давления 5— 10 мм рт. ст. из вакуум-сушильного шкафа откачивают воздух два, а иногда три вакуум-насоса типа РМК.ВН-6.12.ВН-300 и др. Для сбора влаги, содержащейся в откачиваемой паровоздушной смеси, а также для защиты насосов от влаги между вакуум-сушильным шкафом и насосами в трубопровод врезают конденсационную колонку (рис. 12-31). При прохождении паровоздушной смеси через верхнюю полость колонки 3 пар конденсируется в теплообменнике 1 и стекает на днище 11. Закрыв вентиль 7 и открыв вентиль 10, выравнивают давление в верхней полости и в сборнике конденсата 2. Открыв вентиль 6, сливают конденсат в сборник, после чего закрывают вентили 6 в 10, г вентиль 7 снова открывают. С помощью вентиля 8 конденсат сливают в мерную емкость для определения количества удаленной влаги. Применяемые в настоящее время пропиточные лаки ГФ-95 и МЛ-92 содержат смолы, в состав которых входят жирные кислоты и масла, а также растворители: бензин, бензол, толуол и другие легковоспламеняющиеся вещества. Кроме того, глифталевый и меламино- глифталевый лаки токсичны. В связи с этим работающие в сушильно-пропиточном отделении должны соблюдать противопожарные правила и правила техники безопасности. Сушильно-пропиточное отделение отделяют от других участков цеха капитальной стеной и оборудуют помещение в соответствии с противопожарными правилами. Все электрооборудование этого отделения должно быть выполнено во взрывобезопасном исполнении. Сушка, пропитка и запекание обмоток должны производиться в хорошо вентилируемом помещении, оборудованном приточно-вытяжной вентиляцией.

  • Назад
  • Вперед

Описание

Пропиточный лак фл 98 используется для электрической изоляции обмоток, изготавливается этот материал в соответствии с ГОСТ 12294-66. Этот лаковый раствор фасуется в емкости, ведра и барабаны от 10 до 20 кг, и больше. Состоит этот лак, согласно ГОСТу из алкидных смол и органических растворителей, а также в составе имеются резольно-бутанолизированные смолы.

После нанесения лакового состава и полного его высыхания образуется надежное, прочное электроизоляционное покрытие, устойчивое к механическому воздействию и повреждениям. Данный лак улучшает эксплуатационные свойства электрообмоток, различных электрических деталей, и дает возможность использовать их в течение длительного срока. ФЛ-98 имеет такие качества:

  •  термическая эластичность;
  •  цементирующие свойства;
  •  устойчивость к нагреву;
  •  полимеризация или отвердение даже при нанесении толстого слоя;
  •  устойчивость к воздействию технического масла, бензина, высокого показателя влажности и температуры воздуха;
  •  легкость и удобство нанесения.

Способы пропитки

Пропитка предполагает собой покрытие лаком всех элементов обмотки

При этом важно смазать им все поверхности. Выполняется пропитка с помощью нескольких технологий:

  1. Погружение статора в раствор. При этом деталь опускается только вертикально. Пропитка завершается лишь после того, как из смеси перестанут выходить пузыри воздуха.
  2. Обливание. Для этого статор также располагают вертикально и медленно наносят лак.

Что касается роторов, то они пропитываются только прокатыванием в специальных ваннах. После завершения этой операции все компоненты нужно расположить на поверхности, чтобы дать возможность стечь лишнему лаку. Остатки лака на механизме удаляют с помощью тряпки и бензина. Выполняют это только для тех мест, где этот состав не нужен.

Предназначение

  1. Пропиточные. Применяются как соединительное средство витков обмотки между собой, в том числе и для уменьшения пористости в изоляции обмоток. Раствор, проникая в поры, заполняет пространство, тем самым придавая элементам влагоотталкивающие свойства. Повышается электроизоляционная прочность, улучшается электропроводимость.
  2. Покровные. Применяются как дополнительное защитное покрытие на уже пропитанных влагостойких или маслостойких поверхностях. Растворы такого характера еще используются для изоляции листов электротехнической стали в магнитопроводах.
  3. Клеящие. Из названия группы становится понятным основное назначение веществ – склеивание между собой отдельных электроизоляционных элементов, например, листочков слюды, керамики, пластмасс и так далее. Одна из важных характеристик – высокие адгезивные свойства раствора.

Классификация электроизоляционных лаков включает распределение не только по назначению, но и по другим параметрам:

  • по способу просушки: холодная (в естественных условиях) и горячая (под действием высоких температур – более 100 градусов Цельсия);
  • по основе: смоляные, масляные, масляно-битумные, эфироцеллюлозные.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Серьезный ремонт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: