Цветовой круг иттена: что это такое и как пользоваться

Инструменты для подбора палитры

Для выбора идеального сочетания гармоничных цветов посредством таблицы Иттена разработано большое количество инструментов. Самыми распространенными считаются:

Комплементарное сочетание. Принципом использования данного инструмента является выбор двух контрастных тонов, расположенных в таблице друг напротив друга. Такие цвета называются комплементарными или дополнительными

Способ используется при необходимости создать выразительный акцент: один из оттенков — базовый, второй — второстепенный, используется нечасто для того, чтобы привлечь внимание к конкретному объекту.

Классическая триада. У такого варианта подбора цветов есть несколько принципов

Основным из них считается классический предполагает выбор основного и двух второстепенных оттенков, гармонично сочетающихся между собой. Для формирования комбинации используется треугольник, в результате чего получается сбалансированная гамма.

Аналоговая триада. Позволяет использовать сразу пять соседних оттенков, расположенных на круге цветовых сочетаний. Такая комбинация исключает использование сильных контрастов. Готовая цветовая гамма, созданная при помощи аналоговой триады — спокойные и сдержанные тона с плавными переходами.

Контрастная триада. Предполагается использование комплементарного сочетания цветов, при котором дополнительный оттенок меняется на два других цвета, расположенных рядом. В результате получается схема цветов в форме равнобедренного треугольника. Данная триада пользуется спросом, потому что допускает нерезкие контрасты.

Тетрада. В том случае, если двух-трех оттенков для формирования цветовой гаммы недостаточно, рекомендуется использовать принцип тетрады. Он отличается от других тем, что охватывает широкий спектр цветов. Квадрат предполагает подбор сразу 4 оттенков, которые отлично сочетаются между собой.

Круг Иттена — схема цветов, посредством которой можно быстро подобрать оптимальное сочетание оттенков. Им пользуются и начинающие, и опытные представители творческих профессий: цветовой спектр может быть представлен в бумажной и цифровой версиях. Инструмент значительно упрощает работу с цветами; с течением времени специалисты начинают определять гармоничные цветовые гаммы без применения таблицы.

Следует обратить внимание, что Иттен не только учит сочетать оттенки, но и рассказывает, как работать с теми или иными формами. Основным принципом его обучения стало умение следовать собственной интуиции: он составит большое количество упражнений, направленных на раскрытие творческого потенциала

Архив статей

Архив статейВыберите месяц Июль 2022 Май 2022 Апрель 2022 Февраль 2022 Ноябрь 2021 Октябрь 2021 Сентябрь 2021 Август 2021 Июль 2021 Май 2021 Март 2021 Январь 2021 Декабрь 2020 Ноябрь 2020 Октябрь 2020 Август 2020 Июль 2020 Июнь 2020 Март 2020 Февраль 2020 Январь 2020 Декабрь 2019 Ноябрь 2019 Октябрь 2019 Сентябрь 2019 Июнь 2019 Май 2019 Апрель 2019 Март 2019 Февраль 2019 Январь 2019 Декабрь 2018 Ноябрь 2018 Июнь 2018 Май 2018 Ноябрь 2017 Июнь 2017 Апрель 2017 Март 2017 Январь 2017 Декабрь 2016 Ноябрь 2016 Сентябрь 2016 Август 2016 Май 2016 Апрель 2016 Март 2016 Январь 2016 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Апрель 2015 Февраль 2015 Январь 2015 Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Март 2014 Ноябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Февраль 2013 Декабрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июнь 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Декабрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июнь 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011 Декабрь 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Август 2009 Июнь 2009

Цветовой круг в помощь к правильному сочетанию цветов

Каждая дамочка отдает предпочтительность какому-либо конкретному цвету в гардеробе, аксессуарах, но частенько мы и не предполагаем, что дополнительный цвет способен подчеркнуть наш цвет глаз, освежить лицо и восхитительно сочетаться со свежим цветом волос. Существует палитра, которая категорически нам не идет, но присутствие ее в аксессуарах, например, поднимает настроение и мы не готовы отступиться от того же любимого шарфа. В любых вариациях, возможно, прибегнуть к цветовому кругу, с поддержкой которого легко определяется целостное цветовое сочетание облика.

Используем цветовой круг:

  • Начнем, пожалуй, с родственных (соседних) цветов и оттенков. К родственным оттенкам относим: красный/фиалковый, синий/бирюзовый и прочие.
  • Далее рассмотрим контрастные гаммы, противоположные в круге, с успехом дополняющие и выражающие друг друга. Классическое сочетание: желтый/синий. Контрастные цвета, так и противоположные оттенки не всем к лицу.
  • Сочетание угловых цветов отлично смотрится в тандеме, находятся они на том же круге, но расположены относительно один второго под углом в 90 градусов: желтый/красный. Данное угловое соотношение палитры не так контрастно, как предложенное выше.
  • Несколько сложнее комбинация правила треугольника. Кто приемлет сочетание более двух оттенков, тому в помощь данное правило: треугольник с равными сторонами, вершинами упирающийся в определенные цвета в палитре, и предопределяет наиболее приемлемые сочетания в гардеробе, которые гармоничны в идеале. Как пример: красный и зеленый гармоничен с фиолетовым, как с оттенком, состоящим из совмещения красного с синим. В типичном варианте тандем зеленый/фиолетовый, где зеленый представляет совмещение желтого с синим, поясняет тем самым, присутствие синего. Удачно сопоставляются красный и фиолетовый за счет именно красного. Самым удачным сочетанием является синий/красный/желтый.
  • В сочетание четырех цветов так же нет никакой загадки, комбинировать их можно по следующим принципам: сводить пару контрастных с парой родственных или же сочетать две пары контрастных оттенков. Как пример, удачного сочетания четырех цветов в соответствии с первым принципом сочетания: красный/голубой/малиновый/зеленый. Относительно второго принципа, рекомендуют выбирать: фиолетовый/темный синий/оранжевый/салатный.

Теория цвета

Цвет имеет огромное значение в повседневной жизни

Он окружает нас всюду, заставляет обращать внимание на вещи или объекты, оповещает об опасности, создает настроение

Понять насколько сочетается та или иная комбинация цветов, нам помогает теория цвета (колористика), разрабатываемая многими художниками и дизайнерами на протяжении веков.

Давайте разберем несколько основных понятий теории цвета, таких как:

  • цветовой круг,
  • тон,
  • яркость,
  • насыщенность.

Все мы знаем об основных цветах — красном, желтом, синем. Если их смешать получатся еще 3 цвета:

  • зеленый (желтый + синий);
  • оранжевый (желтый + красный);
  • фиолетовый (синий + красный).

После смешения полученных цветов с основными получатся еще цвета, затем еще и еще. Так образуется цветовой круг.


схема образования цветового круга

Тон — это характеристика цвета, определяющая его положение в цветовом круге. Называя цвета (красный, оранжевый, фиолетовый и другие), мы по сути называем их тон.


Пример палетки тонов для печати

Насыщенность — это интенсивность цвета. Чем ближе цвет к серому, тем он менее насыщенный. Насыщенные цвета яркие, сочные, а ненасыщенные тусклые, приглушенные.


Свойство насыщенности цвета

Яркость — это близость цвета к белому. Чем больше в изображении белого света, тем оно ярче и наоборот, чем больше черного, тем оно темнее.


Свойство яркости цвета

Плохое сочетание цветов

Цветовой круг позволяет определить оттенки, которые не могут гармонично сочетаться друг с другом. Они могут комбинироваться в качестве эксперимента, но есть серьезные риски создания нелепого или неподходящего интерьера.

Неудачное сочетание цветов в интерьере кабинета

К несочетающимся вариантам относят такие комбинации:

  • красный не может использоваться с дополнениями из желтого, каштанового, красно-желтого, кирпичного и фиолетового оттенков;
  • оранжевый не будет сочетаться с красным;
  • для розового ограничения вводятся относительно коричневых, фиолетовых, сиреневых, красных и синих тонов;
  • рискованным будет сочетание желтого с розовым и бордовым;
  • к бордовому не подходят коричневый, красный, фиолетовый, золотой, голубой;
  • голубой оттенок не принесет выигрышной комбинации с бордовым, фиолетовым или сиреневым;
  • для фиолетового цвета запрет вводится на сочетание с кирпичным, терракотовым и красным;
  • сиреневому нежелательно сочетаться с золотистым, розовым, бордовым, красным, синим, терракотовым, кирпичным;
  • синий интерьер проиграет, если цветовую палитру дополнить розовым, коричневым, зеленым, коричневым или сиреневым;
  • неподходящим будет сочетание серого с терракотовым, темно-коричневым или бежевым.

Современных цветовых решений в оформлении модных интерьеров достаточно много. Однако не всегда удается повторить привлекательные дизайны, поскольку часто упускаются из внимания мелочи, которые играют важную роль.

Цвета в интерьере плохо сочетаются друг с другом

Рассмотрим частые ошибки в выборе оттенка:

  • чрезмерная насыщенность белым цветом, поскольку создается схожесть с больничным интерьером;
  • невыгодное сочетание освещения и подобранных оттенков;
  • игнорирование принципа комбинирования цветовых решений;
  • чрезмерная увлеченность игрой на контрастах;
  • однообразие интерьера из-за использования только одного цвета;
  • использование мебели, которая по цвету не соответствует стилю и цветовой палитре интерьера.

Использование цветового круга Иттена позволяет подобрать красивое сочетание оттенков для удачного оформления интерьера. Справиться с выбором цвета для комнаты можно самостоятельно без привлечения профессионалов.

Множество темных оттенков утяжеляют интерьер комнаты

Нейтральные и ахроматические цвета

Вы могли заметить, что на цветовом круге нет таких популярных тонов, как черный, белый, серый, коричневый и бежевый. Разве эти цвета не участвуют в подборе палитры для интерьера? Наоборот, их роль решающая. Однако в силу некоторых особенностей эти цвета выделены в две отдельные группы – ахроматические и нейтральные. Поговорим о них подробнее.

Ахроматические цвета

Все перечисленные нами цвета круга Иттена относятся к так называемой хроматической палитре – то есть к цветам воспринимаемого нами спектра радуги. Однако некоторые не обладают так называемой цветностью и оттенками и могут быть оценены только по светлоте. Эти цвета называются ахроматическими или, грубо говоря, в переводе с греческого «бесцветными». Вы, наверное, уже догадались, что относится к этой категории — это черный, белый и серый.

Ахроматические цвета не могут существовать отдельно от хроматических цветов. Во-первых, эти цвета тоже создают с ними очень актуальные сочетания, а во-вторых, ахроматические цвета непосредственно участвуют в формировании различных оттенков внутри цветового круга.

Так, ахроматический серый, белый и черный влияют на такие важные параметры цвета, как светлота, насыщенность и яркость. Так, серый может сделать цвет более или менее насыщенным — чем больше мы его добавим, тем ровнее получится оттенок (если соотношение с серым приближается к 50%, то наш глаз будет воспринимать любой цвет как оттенок серого). Добавление черного может сделать цвет темнее или ярче, а вот белый может изменить его светлость вплоть до получения пастельных оттенков.

Все три ахроматических цвета активно используются в интерьерных палитрах и могут выступать в роли основных. При этом дополнительные цвета к ним подбираются по принципу дополнительности или из аналоговой палитры.

Нейтральные оттенки

В дизайне интерьера ахроматические цвета попадают в так называемую нейтральную палитру, так как черный, серый и белый становятся отличным фоном для хроматических акцентов, а также различных видов фактур и декора. Однако если мы говорим о нейтральности, то нельзя не упомянуть о более выразительных цветах, а именно о тех, которые относятся к коричнево-бежевой гамме. Из их:

  • коричневые тона;
  • бежевые и кремовые оттенки;
  • песочная палитра.

Все они образованы из желтого и красного цветов, более-менее разбавленных белым, серым или черным. Однако эти цвета наделены такими характеристиками, как насыщенность и светлота. Несмотря на это, все они обладают спокойным, умиротворяющим настроением и могут стать как основой любого интерьера, так и выступить акцентом.

В современных интерьерах (как, впрочем, и в классических) в качестве базовых обычно выступают нейтральные и ахроматические цвета. В этом случае цветовой круг поможет подобрать акцентные и дополнительные цвета. Мы поговорим об этом сейчас.

Правила использования круга Иттена

При работе с кругом Иттена можно пользоваться 10 группами сочетаний:

  • главными;
  • составными;
  • сложными;
  • дополнительными цветами;
  • контрастными цветами;
  • родственно-контрастной палитрой;
  • родственной;
  • монохроматической;
  • нейтральной;
  • ароматической палитрой.

Начинающим дизайнерам следует изначально выучить базовые принципы, использующиеся при сочетании цветов. Обычно предлагается четыре простые схемы.

Удачное сочетание цветов в интерьере

Монохромная или аналоговая

Для получения эстетически привлекательного сочетания нужно использовать три оттенка, находящихся на круге по соседству. Такие тона относятся к общей цветовой гамме, поэтому смогут оригинально раскрыться в декоре интерьера.

Сочетание родственных оттенков в интерьере

Комплиментарная или контрастная

При построении цветовой комбинации выбирают два оттенка, которые расположены с двух противоположных сторон круга. На первый взгляд, могут возникнуть подозрения, что такое сочетание неудачное. Однако в реальном исполнении эти цвета создают прекрасный внешний вид интерьера.

Контрастное сочетание цветов

Триада, основанная на применении трех главных тонов

Основная задача сводится к выбору сочетающихся цветов. Для этого следует построить равносторонний треугольник на круге Иттена. Его вершины позволят выбрать нужные цвета. Это могут быть чистые оттенки, отличающиеся яркостью и контрастностью. Также можно использовать полутона, позволяющие создать спокойную обстановку в комнате.

Полихромная или тетрада

Эта схема определяется на основе сочетания основного тона с двумя дополнительными и одним акцентным. Для выявления нужного соответствия на круге Иттена рисуется квадрат. Его вершины позволят выбрать нужные оттенки. Подобранные цветовые комбинации удачно будут смотреться и при оформлении квартиры, и при отделке загородного дома.

Цветовой круг Иттена помогает начинающему дизайнеру удачно комбинировать цвета и оттенки для получения оригинального и гармоничного интерьера.

Сочетание коричневого с серыми оттенками

Триадная цветовая гармония

Цветовая гармония триады, это гармония в которой три ключевых цвета равноудалены на цветовом круге образуя равносторонний треугольник. Таким образом, вы увеличиваете диапазон цветовой гармонии. Эту гармонию лучше всего использовать в цветовых штрихах.

Запомните, слишком большое количество каждого цвета из триады и ваш дизайн станет слишком перенасыщен и слишком яркими.

Для того, чтобы успешно использовать триадную гармонию, цвета должны быть тщательно сбалансированы и доминировать должен лишь один цвет, а два других будут служить для акцента. Или, как альтернативный вариант, используя все триадные цвета, но в виде небольших пятен или штрихов.

Цветовые комбинации:

Ахроматические

Ахроматические цвета отсутствуют в спектре. В данной комбинации есть только белый, оттенки серого и чёрный цвет. В природе чистые ахроматические цвета практически не встречаются. В них всегда есть примеси других цветов.

Цвета ахроматические

В фотографии ахроматические цвета используются для передачи фактуры, объёма, матовости, блеска. Такие цвета используются в основном в интерьере и в портрете. При этом добавление одного цвета в монохромный сюжет создаст сильный акцент. Чаще всего используют красный цвет.

Основные цвета

Главными цветами являются красный, желтый, синий. Для получения любого цвета понадобятся только эти три цвета. Для передачи оттенков понадобятся ещё чёрный и жёлтый.

Основные цвета

Составные

Следующие цвета получаются благодаря смешиванию основных цветов попарно. Из них получаются зеленый, фиолетовый и оранжевый. Это видно на цветовом круге. К примеру, зелёный получается из жёлтого и синего.

Составные цвета

Сложные

Более сложные цвета получаются путём комбинирования составных цветов с расположенными рядом основными цветами. К примеру, оранжевый и жёлтый дадут жёлто-оранжевый. Можно получить шесть сложных цветов. Их видно на цветовом круге. Получить можно красно-оранжевый, желто-зеленый, сине-фиолетовый, сине-зеленый, желто-оранжевый, красно-фиолетовый.

Благодаря затемнению или осветлению этих цветов можно получить всю цветовую палитру. Цветовой круг демонстрирует смешивание эталонных цветов в равной степени. Пользователь волен редактировать как яркость, так и степень смешивания цветов.

Типы взаимоотношения цветов открывают нам возможность практического применения цветового круга. Определённые комбинации цветов влияют на восприятие и передают определённое настроение. Цвета, расположенные рядом имеют другое восприятие, чем противоположно стоящие. Посмотрим на полный цветовой круг.

Контрастные

Контрастные цвета — это те, между которыми на цветовом круге располагается три промежуточных цвета. На цветовом круге всего шесть пар контрастных цветов.

Контрастные цвета создают очень жёсткий и навязчивый вид. Всю сцену на контрастах строить нежелательно. Они подойдут для создания небольших акцентов. Например, можно сделать общее освещение сцены в жёлтых тонах и вставить небольшие участки, акцентированные синим цветом. Это используется в интерьере, в одежде и при обработке снимков в Фотошопе.

Если контрастные цвета разбавить чёрным или белым, то можно активнее их использоваться в сцене. Бледные, кремовые контрастные цвета не будут сильно резать глаз, а значит их можно применять в большей степени.

Дополнительные

Дополнительными цветами называются те, которые находятся на цветовом круге друг напротив друга.

Пример дополнительных цветов:

Дополнительные цвета создают менее броский вид, чем контрастные, но они также очень навязчивы. Если дополнительные цвета разбавить, то можно получить очень приятную композицию.

Монохроматические

Монохроматические цвета являются комбинацией различной яркости и насыщенности одного цвета. Также иногда такие сочетания называют нюансными. Подобная комбинация цветов придаёт спокойствие и устойчивость композиции.

Родственные

Родственные цвета — это последовательность из трёх стоящих друг за другом цветов. Просто выбрав один цвет, добавляем к нему два соседних и получаем три родственных цвета. Подобная выборка может быть названа гармоничной. Цветовой круг предоставляет 12 комбинаций родственных цветов. Всегда все три цвета в комбинации будут смотреться хорошо. Восприятие будет зависеть только лишь от того, тёплые или холодные цвета выбраны.

Как и в предыдущих комбинациях эти цвета можно разбавлять монохроматическими цветами.

Нейтральные

Нейтральные цвета получаются путём использования двух, расположенных в пределах двух полос цветов при том, что один из них будет сглажен добавлением родственных или разбавлен белым или чёрным.

Пример нейтральных цветов:

Родственно-контрастные

Это цвета, которые располагаются на круге слева и справа от выбранного цвета, дополнительного ему на цветовом круге.

Пример родственно-контрастных цветов:

Устройство круга

Сейчас цветовой круг является базовым инструментом цветового конструирования. Его основу составляют 3 тона: красный, синий, желтый. Результатом их комбинирования являются прочие оттенки, которые тоже отражены в «шпаргалке».

Существуют разные виды цветовых кругов, различающиеся количеством присутствующих в них секторов. Любой круг включает теплую и холодную зоны, что можно заметить визуально: красный, оранжевый, желтый относятся к первой зоне, синий, голубой, зеленый – ко второй.

Цветовой круг Иттена

Именно эта форма представления цветов является сейчас самой популярной. В цветовом кольце Йоханесса Иттена впервые было выделено 12 секторов, поэтому теперь оно считается классическим. Все 12 цветов расположены по окружности так, что контрастирующие тона находятся в противоположных друг другу зонах.

В центре кольца Иттена – треугольник с базовыми тонами (синий, желтый, красный), которые при смешивании позволяют получить все остальные цвета. Треугольник окружен шестиугольником, в котором прорисованы три оттенка, полученные путем смешивания равных долей базовых цветов (фиолетовый, оранжевый, зеленый). Следующим слоем по окружности расположились другие оттенки зеленого, желтого, синего, красного, оранжевого, фиолетового спектров.

Цветовой круг Гете

Поэт, мыслитель Гете тоже имел свой взгляд на построение цветового круга. Он отмечал существование так называемых «чистых тонов», которые нельзя получить путем смешивания красок. В круге Гете эти цвета чередуются с дополнительными (оранжевый, фиолетовый, зеленый), которые получены путем попарного соединения основных. Несмотря на то, что кольцо Гете на этом замыкается, он тоже отмечал получение всех остальных оттенков при комбинировании предыдущих.

Цветовой круг Гете конца 17 века Современный цветовой круг Гёте

Цветовой круг Освальда

Большой круг Освальда основан на гармонии цветовых сочетаний, то есть на приятных ощущениях, которые испытывает человек при оценке комбинации тонов. Для определения таких сочетаний ученый провел множество исследований, результатом которых стало упорядочивание существующих оттенков.

Как и в прочих системах, в этом круге выделяется основная палитра в центре, но в нее включаются красный, синий, зеленый (на данных тонах строится современная цветовая модель RGB). Затем круг делится на 12 секторов (12 оттенков), каждый из которых состоит из нескольких слоев в порядке увеличения интенсивности цвета к краям. В данной и иных моделях нет черного и белого цветов, поскольку первый воспринимается как максимально возможная насыщенность тона, а второй – как его отсутствие.

Цветовое колесо Ньютона

Исаак Ньютон был первым, кто попытался привести все видимые цвета в единую систему и нарисовать цветовой круг. Кольцо Ньютона включает семь секторов – красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, зеленый, фиолетовый. Позже ученый добавил к кругу пурпурный, расположив его между красным и фиолетовым.

Несмотря на недочеты, которые потом исправил Иттен (круг последнего считается самым удобным для дизайнеров и художников), именно Ньютон сформулировал первые законы оптического смешивания. Также ученый определил, что при соединении фиолетового и красного получается пурпурный, и ввел его в цветовую модель. Он же обозначил идею самого смешивания тонов при наблюдениях за разложением луча света.

Цветовая система Ньютона из семи секторов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового.

Холодные и теплые оттенки цветового круга

Как понять, какие цвета сочетаются с нашим оттенком кожи, волосами и глазами, чтобы найти тот цвет, который подходит именно вам.

Цветовая гармония очень интересна, поэтому давайте узнаем о таких понятиях как тон кожи, подтон и обертон.

Тон относится к темной и светлой коже, в том числе и смуглой.

Подтоном понимается температура кожи, разделяют ее на 2 категории: теплая и холодная.

Обертон – поверхностный слой кожи, который может иметь желтые или розовые оттенки.

Сейчас обратите внимание на подтон. Как его узнать?. Сначала посмотрите, являются ли кровеносные сосуды на запястьях зеленоватыми или голубоватыми

В первом случае ваш оттенок теплый, вовтором – холодный. Если они выглядят и голубоватыми и зеленоватыми, ваш оттенок нейтральный

Сначала посмотрите, являются ли кровеносные сосуды на запястьях зеленоватыми или голубоватыми. В первом случае ваш оттенок теплый, вовтором – холодный. Если они выглядят и голубоватыми и зеленоватыми, ваш оттенок нейтральный.

Так есть и другие подсказки.1. Цвет ваших губ – персикового цвета – ваш оттенок теплый, губы «фиолетовые» – холодный. 2. Те, у кого теплый оттенок, никогда не имеют бледной кожи, люди с холодным оттенком могут быть и «сероватые и зеленоватые”. 3. “Теплые” сразу загорают на сонце, “холодные” – становятся розовыми и загорают медленно.

Теперь выбираем правильные цвета для своего гардероба.

Тем, у кого теплый оттенок: кремовый, бежевый, коралловый, бирюзовый, желтый, бордовый, зеленый (цвет хаки) и темно-фиолетовый. Не подойдет лимонно-желтый, оранжевый, красный, светло-голубой, розовый  и серый цвета. И наоборот, с ними люди с холодным оттенком выглядят в нихвеликолепно. «Холодный оттенок» не должны носить натуральные цвета, такие как коричневый и все его оттенки.

Основы: понимание цвета

Цветовой круг

Наверняка вы уже видели его на уроках рисования в школе. Ну или хотя бы знаете, что существует три основных цвета: желтый, красный и синий. Мы будем работать с традиционным цветовым кругом из 12 цветов, которым обычно пользуются художники. Это самый простой способ понять, как цвета взаимодействуют друг с другом.

Суть цветового круга в смешении цветов. Соединив основные или базовые цвета (красный, желтый и синий), получаем дополнительные: оранжевый, зеленый и фиолетовый.

Если смешать их с основным цветом, мы получим цвета третьего порядка или третичные цвета: красно-оранжевый, желто-оранжевый, желто-зеленый, сине-зеленый, сине-фиолетовый и красно-фиолетовый. Основные и дополнительные цвета (с добавлением темно-синего или индиго) образуют видимый спектр электромагнитного излучения или «7 цветов радуги».

Все мы знаем фразу про охотника и фазана, именно она помогла нам в детстве запомнить все эти цвета, да еще и в правильном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Данный способ понимания цвета известен как субтрактивная модель, которая подразумевает смешение цветных пигментов, т.е. красок или чернил. К этой категории относятся как традиционный цветовой круг, так и цветовая модель «голубой-пурпурный-желтый-черный» (Сyan, Magenta, Yellow, blacK или CMYK), которая используется при печати.

Помимо этого, существует так называемая аддитивная модель, которая строится на смешении цветных световых волн (вроде тех, что формируют цветовые сочетания на экране компьютера или телевизора). В её основе лежит совсем другой набор основных цветов: красный (Red), зеленый (Green) и синий (Blue), поэтому её часто сокращают до RGB.

Терминология

Прежде чем мы перейдем к вопросу о том, как правильно пользоваться цветовым кругом для создания красивых цветовых палитр, давайте быстренько пробежимся по терминологии, чтобы вам было легче понять, чем вы будете пользоваться в своей работе:

  • Цветовой оттенок (hue) – синоним слова «цвет» или название определенного цвета, как правило, относится к одному из 12 цветов цветового круга
  • Тень (shade) –цвет, затемненный черным
  • Тон (tone) – цвет, приглушенный серым
  • Светлый оттенок (tint) – цвет, осветленный белым
  • Насыщенность (saturation) – интенсивность или чистота цвета (чем ближе тон к серому, тем он менее насыщенный)
  • Яркость (value) – речь идет о том, насколько цвет «светлый» или «темный»

Цветовая гармония

Теперь, когда мы немного разобрались с технической стороной вопроса, давайте вернемся к цветовому кругу и попробуем выбрать цвета для проекта. Можно начать с классических палитр, которыми художники пользуются веками, добиваясь сбалансированного и визуально приятного (или, напротив, контрастного и режущего глаз) результата.

В большинстве случаев эти цветовые схемы подчиняются одному доминирующему цвету. Доминирующим он становится, потому что либо преобладает в дизайне, либо слишком сильно выделяется на фоне остальных цветов.

1. Монохроматическая: состоит из разных теней, тональностей и оттенков одного цвета, например, синего, начиная от светлого и заканчивая темным. Этот тип палитры считается более нежным и консервативным.

2. Аналоговая: сочетает цвета, которые находятся рядом в цветовом круге. Это универсальный тип палитры, который легко подогнать под любой дизайнерский проект.

3. Комплементарная: сочетает цвета, которые находятся друг напротив друга в цветовом круге, например, красный/зеленый или синий/оранжевый. Комплементарные цвета смотрятся контрастно и ярко, но их достаточно трудно сбалансировать и гармонично соединить (особенно в чистом виде).

4. Расщепленная комплементарная: включает любой цвет из цветового круга плюс еще два, которые находятся по бокам от комплементарного цвета. Эта палитра тоже обладает достаточно сильным визуальным воздействием, однако она не так режет глаз, как комплементарная.

5. Троичная: сочетает в себе любые три цвета, расположенные на равном расстоянии друг от друга в цветовом круге.

6. Четвертная/двойная комплементарная: включает две пары комплементарных цветов. Это красочная и яркая палитра, но с ней еще сложнее работать, чем с комплементарной, ведь чем больше цветов, тем сложнее их сбалансировать. Если вы выбрали этот тип, сделайте один из четырех цветов доминирующим и поэкспериментируйте с яркостью и насыщенностью остальных цветов, чтобы они хорошо гармонировали с другими элементами вашего дизайна (текстом и фоном).

Выбор цвета для разных комнат

Для Вас спецпредложение на мягкую мебель и кровати от OneAndHome!

В цветовой палитре есть универсальные оттенки, используемые при оформлении разных комнат. При этом есть тона, которые подходят только к конкретным помещениям. Совсем не обязательно оформлять все комнаты в родственной цветовой гамме.

С помощью круга Иттена можно подобрать удачные сочетания цветов для разных комнат:

  • при отделке кухни лучше пользоваться желтым, красным, оранжевым и бирюзовым цветом;
  • для прихожей лучше подходят зеленый, бежевый, голубой и желтый;
  • спальню лучше украшать с использованием пастельной, золотистой, серебряной, фиолетовой палитры;
  • интерьер гостиной можно выполнить в белом, бежевом, сером, коричневом или желтом цвете;
  • для рабочего кабинета выбирайте синий и коричневый цвет;
  • ванную комнату можно оформить в голубом или розовом оттенках.

Однако это не означает, что указанные варианты ограничивают возможность экспериментировать. Они являются предпочтительными, при этом для оформления интерьеров могут применять другие сочетания.

Использование синего цвета для гостиной

Кухня неплохо смотрится в фиолетовом, зеленом или синем цвете. Спальня требует создания атмосферы, настраивающей на отдых и релаксацию

Поэтому следует очень осторожно выбирать оттенки, отказываясь от агрессивных цветов

Для детской комнаты лучше выбирать оформление в базовых светлых тонах с дополнениями в виде ярко выраженных акцентов. У кислотных оттенков есть способность негативно влиять на психику детей, а красный провоцирует чрезмерную возбудимость.

Заключение

На самом деле в цвете заключена огромная сила. Цветом можно зонировать помещение. Можно создавать хорошее настроение, а можно вгонять в депрессию. Играя цветом, можно исправить недостатки помещения и придать ему те характеристики, которые вам нужны- увеличить, изменить пропорции, и так далее. Несмотря на то, что для цветовых решений можно использовать и четырехугольную схему подбора цвета, дизайнеры крайне не рекомендуют использовать сразу все в одном помещении. Лучше сочетайте возможности различных оттенков и фактур материалов. Кстати, имейте в виду –один и тот же цвет на разных фактурах смотрится совершенно по-разному! Поэтому перед использованием выбранной палитры нужно быть крайне уверенным, что именно эти оттенки сделают вашу жизнь лучше. Иначе можно получить обратный эффект.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Серьезный ремонт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: