Работа с камнем: художественная резьба для начинающих

Какие сложные моменты возникают при создании шедевра

Глиптика — сложное и травмоопасное искусство. При занятиях им у начинающих часто возникают сложности.

Среди них:

  1. Выбор камня. Разные его породы отличаются не только по эстетическим качествам, но и по твердости, сложности обработки, необходимому оборудованию.
  2. Подбор инструментов. Для работы в различных техниках резьбы требуются разные комплекты напильников, закольников, долот, спиц для нанесения рисунков — все они стоят недешево, потому бывает трудно определиться с выбором.
  3. Сложность и трудоемкость процесса. Даже создание простого рисунка на камне требует больших запасов терпения и усидчивости, поэтому увлечение глиптикой может доставить больше стресса, чем удовольствия.
  4. Трудность в соблюдении техники безопасности. Для работы с камнем потребуется не только оборудование, но и защитные средства, которые понадобится покупать отдельно.
  5. Необходимость учитывать структуру камня. Минералы могут иметь трещины, чередующиеся слои разных цветов (это относится к драгоценным и полудрагоценным камням, например агату) и другие особенности, влияющие на внешний вид готового изделия.

Из-за перечисленных трудностей резьба по камню в качестве хобби подойдет не всем. Это дорогое и трудозатратное ремесло, которое нередко превращается в стиль жизни тех, кто его полюбил.

Профессиональный инструмент — легкая резьба по камню

Схема производства декоративного камня

Сегодня в арсенале работы каменщика все большую популярность приобретают электрические станки. Алмазные инструменты для резьбы и обработки камня успешно используют как в промышленности, так и в бытовых условиях.

Резьба по камню станет намного легче, если использовать машинки с алмазными дисками, которые должны входить в арсенал любого профессионального мастера. Так что же это такое, алмазные диски? Это стальной диск, на поверхность которого нанесены пластины из алмазной крошки и связующего материала. Технические характеристики алмазных дисков зависят от твердости гранита, с которым предполагается работа (толщина пластин, состав связки и алмазного напыления). Пластины могут быть приварены или впрессованы в стальную поверхность диска. Связка обеспечивает целостность режущего элемента и затачивание в процессе работы. Направление движения во время работы на станке указывается стрелкой на алмазном диске.

Существуют 2 вида резьбы по камню с помощью алмазных дисков: «мокрая» или «сухая» резьба.

Схема кладки декоративного камня.

Если круг нагревается неравномерно, то это приводит к его деформации, и он приходит в негодность. Ведь вибрация и перегрев губительно сказываются на абразиве, и пластины в результате этого быстро разрушаются. Поэтому при таком виде работ инструменты для резьбы содержат специальные подушки для погашения вибрации. «Мокрая» резьба подразумевает охлаждение диска во время работы холодной водой.

Для «сухой» резьбы пластины поделены на сегменты и созданы волнообразно в целях уравновешивания температуры, избегания перегрева и распада пластин.

Одной из самых твердых горных пород является гранит. Для этого вида существует отдельное направление абразивного алмазного инструмента.

Помимо натурального камня, сегодняшний строительный рынок широко использует искусственный камень. Это творение человеческих рук зачастую невозможно отличить от натурального, так как внешний облик практически идентичен натуральному. Отличить, где натуральный камень, а где «подделка» можно лишь по весу. Производители искусственного камня всячески стремятся к тому, чтобы облегчить вес и повысить стойкость такого аналога природы.

Для работы с искусственным камнем в целом используются те же инструменты, что и при работе с натуральными известняковыми породами. Используются как обычные твердосплавные абразивы, так и абразивы алмазные. Однако производители искусственного камня рекомендуют иметь для каждого вида свой определенный инструмент, наиболее оптимально подходящий для резьбы, шлифования или полирования камня. Благодаря этому мастер может избежать дополнительных отходов в процессе работы, получаемых из-за разрушения, сколов или царапин плит.

Резьба по дереву — что собой представляет

Для оттачивания мастерства резьбы, авторы используют не только кость, но и более доступное в цене дерево. Древнейшее искусство резьбы по дереву передается из поколения в поколение с особенностями, свойственными для культуры каждого народа. По сравнению с костью, дерево проще и удобнее в обработке, при этом финальный результат ничуть не уступает костяным изделиям ни в утонченности, ни в эксклюзивности или оригинальности. Из дерева вырезают простые и грубые фигуры, «плетут» многослойные кружева.

На выбор технологии резьбы влияет замысел мастера и порода дерева. Рельефные и скульптурные работы получаются из мягкой древесины, например, березы или липы. Для изготовления фигур с обилием мелких элементов подходят груша, бук или клен. Предметы интерьера и мебели делают из ценных пород с финальной обработкой прозрачным лаком. Лучшие образцы мебели получают из красного дерева, из березы или ореха. Некоторые образцы мебели из перечисленных пород до сих пор радуют посетителей музеев в разных уголках мира.

Виды стамесок по принципу работы

В настоящее время инструментальные заводы выпускают, а многочисленные магазины продают огромное количество обсуждаемого инструмента. По принципу работы выделим следующие виды стамесок:

  • те, которыми режут без помощи дополнительных инструментов, используется только сила рук; такие приспособления изготавливаются небольших размеров, с более тонкой металлической частью; работать ими можно по любому дереву, удобно вырезать мелкие детали и узоры.
  • варианты большего размера, которыми можно работать за счет усилия рук, а при необходимости можно использовать киянку; на ручку таких стамесок надевается металлическое кольцо, а киянки можно применять деревянные, резиновые и полиуретановые.
  • разновидности, которыми работают только с помощью киянки, обычно такие стамески бывают больших размеров; обрабатывают ими дерево твердых пород, ручка стамесок обязательно закольцовывается, иначе она быстро выйдет из строя.

К последнему виду относится и электростамеска. Такой инструмент – многофункциональный, его можно использовать в работах по реставрации или ремонту мебели, для снятия старой краски или ковролина с пола и т.п. Стамеска электрическая имеет удобный, «под руку», корпус, небольшой вес, точечную подсветку. Инструмент можно использовать в труднодоступных местах. В комплекте поставляются насадки разных размеров и форм. В комплекте к аккумуляторным вариантам прикладываются «зарядники».

Что такое глиптика

Термин «глиптика» произошел от греческого слова glyphein. Обозначает «иссекание», «вырезание» или «выдалбливание». Глиптикой называют искусство художественной резьбы по камням.

Рельефные изображения делают на поделочных, ювелирно-поделочных или драгоценных самоцветах. Готовые изделия называют глиптами, глифами или геммами (резными камнями).

Разновидности глипт:

  • камея ― самоцветы с выпуклым изображением;
  • инталия ― драгоценные или поделочные камни с углублением рисунка.

На видео отличные примеры работ:

История появления глиптики

В древности мастера вырезали поделки с углублением рисунка, фигурки фауны или флоры. Во времена эллинизма появились монохромные, биколорные или цветные камеи. Стали иссекать графические или рельефные картины с природными, житейскими, мифическими, историческими сюжетами.

Интересные факты про резьбу на камне:

  • могила Темура (мавзолей Гур-Эмир, Самарканд) украшена нефритовым резным надгробием, сделанным в XV веке;
  • самые древние археологические находки принадлежат мастерам Месопотамии;
  • в древности вырезали каменные печати, магические артефакты;
  • в Европе до XX века глиптами украшали королевские сокровищницы, монастырские ризницы;
  • в Европе с XX столетия стали открывать камнерезные цеха;
  • в XV веке уже делали церковные атрибуты, украшения, предметы обихода;
  • в XVII–XIX столетии камнерезничество было на пике популярности: глиптами пользовались все сословия населения.

Интересна и российская история глиптики. Камнями с резьбой восхищалась Екатерина II. Свое увлечение она называла камейной болезнью. По совету генерала А. Ланского (единомышленника по хобби) императрица приняла решение о развитии камнерезного ремесла.

Указ издали в 1781 году. На Урале разыскивались пригодные самоцветы и отправлялись придворным мастерам в Петергоф. Позже в Екатеринбурге открыли гранильную фабрику. Стали делать в промышленных масштабах лестницы, табакерки, столешницы, украшения, чернильницы, столовые приборы, другие камнерезные изделия.

К просмотру передача о резьбе по камню:

Последние статьи

  •   В чём главный секрет успеха «воздушных» скульптур Рут Асавы, которые обожали Рокфеллеры сегодня, 22:02
  •   Как появилась африканская крепость в Новом Свете и почему её считают символом непобедимости: Цитадель Лаферьер сегодня, 19:09
  • +1   Тайна Тисульской принцессы — красивая легенда, или попытка скрыть сенсационную находку сегодня, 16:49
  •   Что известно о почти бывшей жене сооснователя Google Николь Шанахан и при чём тут миллиардер Илон Маск сегодня, 14:51
  •   Кто они — реальные прототипы героев легендарного фильма Леонида Быкова: Маэстро, Смуглянка и др сегодня, 12:00
  •   10 актёров, которые прославились ещё в детстве, а с годами только приумножили свою популярность сегодня, 10:53
  •   Как ветреная Жозефина изменила судьбу французского императора: Главная женщина в жизни Наполеона сегодня, 09:27
  •   Какие тёмные события вдохновили знаменитых писателей на создание культовых мистических шедевров: «Франкенштейн» и др 13.08.2022, 19:19
  •   Как известные художники изощрённо мстили своим заказчикам: От Микеланджело до Риверы 13.08.2022, 17:20
  •   Зачем в Стамбуле строили дворцы не только для султанов, но и для птиц 13.08.2022, 14:44

Все статьи

Изучаем резьбу по камню: от инструментов до популярных техник

В зависимости от вида и цели обработки этого материала, существуют различные инструменты. В резьбе по горной породе помогут кувалда, кирка, отбойный молоток, болгарка с алмазными дисками, киянки, стамески и прочее. Они нужны, главным образом, для придания формы породе. Если же речь идет о ювелирной работе, то пригодятся следующие орудия: скарпель для гравировки, чертилка для создания прямых линий, ручные и электрические фрезы для придания формы заготовке, кривые и прямые напильники и прочие мелкие вспомогательные инструменты.

Для начинающих подойдет максимально мягкая порода камня. Стеатит, мыльный, восковой камень, талькохлорит – это все названия одного и того же камня, – очень мягкий и податливый материал для работы. По нему можно вырезать даже более твердым камнем или подручными инструментами. Для работы с ним не требуется большого количества инструментов, приобрести его можно в специализированных строительных или художественных магазинах, а также заказать в интернете на многочисленных ресурсах.

Если отсутствует возможность приобрести стеатит, можно также выбрать алебастр. Он бывает разных цветов; немного тверже первого, но все же отличный материал, с ним легко работать, он легок и прочен.

С твердыми породами лучше не работать новичку. Для них понадобится много сложных специальных инструментов, процесс получится трудоемкий, а результат, возможно, не оправдает ожиданий.

Размер заготовки должен быть больше будущего изделия. Это логично, ведь в процессе работы от цельного бруска отрезаются части для придания формы. Лучше взять брусок намного больше, чтобы был запас, который необходим новичку для уверенной работы.

Выбор подходящей структуры камня для работы.

Помимо материала и размера болванки для вырезания, важно правильно выбрать структуру камня. Важно, чтобы имеющиеся трещины не были большими или проходящими через весь камень, ведь в противном случае велика вероятность раскола во время работы

Однако, если это и произошло, не следует расстраиваться: отколовшуюся деталь можно приклеить на эпоксидную смолу, которая продается в строительных отделах.

При вырезании ювелирных украшений или декораций для интерьера важно помнить об осторожности:

  • Инструменты должны быть острыми и прочными, чтобы они не сломались во время работы.
  • Защитные очки использовать обязательно, так как пыль и осколки от камня могут повредить глаза. Лучше иметь запасную пару, так как они могут быстро поцарапаться и прийти в негодность.
  • Необходимо во время работы надевать маску или респиратор, чтобы не вдыхать тяжелую и вредную пыль
  • При работе с большими глыбами лучше использовать специальные защитные перчатки во избежания травм рук и натирания мозолей. Если изделие готовится небольшое, то достаточно простых садовых перчаток.
  • С большим куском породы лучше работать вне дома или обеспечить хорошую вентиляцию
  • Удобно держать камень во время работы на мешке из плотной ткани с песком или кошачьим наполнителем: так глыба будет держаться в нужном положении, при этом легко поворачиваясь под руку мастера.

Во время резки по камню своими руками очень важно соблюдать технологию:

  • Определить направление трещин у камня. Подобно волокну дерева, камень тоже имеет направление, по которому лучше высекать. В таком случае получатся более ровные срезы и уменьшается возможность того, что инструмент поведет не в ту сторону
  • Изобразить на бумаге будущее изделие. Многим помогает не просто нарисовать, а вылепить из пластилина или другого материала, в таком случае появится лучшее представление об объеме.
  • Не следует начинать со сложных форм, чтобы не разочароваться в себе и этом мастерстве. Принцип постепенности при обучении говорит о постижении от более простого к более сложному
  • При высечении фигуры из породы следует вести долото от краев к центру. Так меньше вероятность ненужных сколов. Долото при этом следует держать под острым углом к камню, иначе будут не срезаться куски, а выбиваться дырки.

Инструменты для резьбы

Красоту камня подчеркнёт художественная резьба. Для ручной обработки потребуются точность и значительные физические усилия. Современные инструменты позволяют производить обработку быстрее с приложением меньших усилий. Все инструменты делят на две группы:

  1. Ручные;
  2. Механизированные.

Ручные инструменты

 

  • Стамески – применяются для придания камню тонкой гранёной формы. Различают тупые, острые или широкие. С их помощью осуществляют тонкие подгоночные работы на рабочей поверхности.
  • Ручные напильники – позволяют формировать тонкие и мелкие детали.
  • Скарпель – специализированный гравировальный инструмент. Большой выбор наконечников позволяет наносить на каменную поверхность рисунки, создавать рельефность.
  • Чертилки – позволяют наносить предварительную разметку на поверхность.
  • Спицы – специальные твердосплавные наконечники позволяют наносить рисунки на поверхность камня.
  • Шпунты, закольники и прочие менее часто используемые инструменты. Первоначальную обработку каменной глыбы для придания ей определённой формы применяются фрезы. В зависимости от техники выполнения работ пользуются механическими или ручными фрезами.

Механический инструмент

 

Граверы – выполняется шлифовка, зачистка каменной поверхности, фрезеровка. Могут использоваться в резке, сверлении и гравировке. Небольшие размеры инструмента позволяют выполнять работы с максимальной точностью.

Пневмозубило – с его помощью выполняются фигурные работы. Его применение значительно эффективнее ручного варианта.

Прямошлифовальная машина – лучший выбор для шлифования и чистовой зачистки изделия. Маленькие по размерам и удобные по форме – они обеспечивают высокоточную работу.

Бормашинка по камню – самое частое применение – шлифовальные работы.

Возможность смены насадок самой разной формы – обеспечили пневматическим бормашинкам большую популярность. В набор насадок входят напильники, надпили, фрезы и пр. Благодаря большой скорости вращения любую работу можно выполнить быстро и точно. Альтернативное использование бормашинки – высверливание в поверхности камне небольших отверстий.

Достигнуть оптимального результата часто можно только комбинируя ручную и механическую обработку камня.

История профессии

Резные каменные изделия находят по всему миру. На сегодняшний день наиболее древними экземплярами являются те, что найдены в Месопотамии. Они датируются V тысячелетием до н. э.

Достаточно развита глиптика (резьба по камню) была в Древнем Египте и Греции. На территории этих государств до сих пор находят все новые археологические подтверждения высокого мастерства специалистов тех далеких лет.

В России глиптика начала активно развиваться с XVIII века под покровительством императрицы Екатерины II. Она очень любила изделия из драгоценных камней. В результате в 1781 году вышел указ, согласно которому в Петергоф поступали природные самоцветы со всей страны, где и обрабатывались ювелирами. Не менее важным центром развития глиптики стал Екатеринбург, где создавались уникальные каменные вазы, столешницы, табакерки и прочие изделия. Они были предназначены для продажи не только внутри России, но и за рубежом.

Окупаемо, перспективно: можно ли заработать на кейтеринге и как открыть бизнес

Пляжный август: куда отправиться на бюджетный отдых российским туристам

Комментировать окружающую среду: как «продать» себя на собеседовании

Дополнительные советы и техника безопасности

При работе с любыми материалами всегда важно думать о своём здоровье и минимизировать варианты негативных последствий. Даже если вы обрабатываете мелкие заготовки и пользуетесь всего парой инструментов, не стоит пренебрегать безопасностью. Для уменьшения риска соблюдайте следующие правила:

Для уменьшения риска соблюдайте следующие правила:

  • Всегда надевайте защитные очки. При работе молотком и зубилом будут откалываться осколки, которые могут поранить глазное яблоко.
  • Надевайте маску или респиратор. В заготовке может содержаться вредный для организма асбест.
  • Защищайте руки перчатками, чтобы избежать мозолей и ссадин. Материал зачастую бывает шероховатый с острыми выступами.
  • Инструмент должен быть прочным и острым. Это облегчит обработку и снизит риск травмироваться от поломки инвентаря во время работы.

Обучение резьбе по камню — дело не из лёгких. Терпение и усердие станут лучшими союзниками в этом хобби. Чтобы немного облегчить работу, существует несколько простых советов, а именно:

  • Периодически смачивайте камень водой. Она поможет сбить пыль.
  • Купите мешок с наполнителем или песком. Он отлично сыграет роль подставки для крупных заготовок. Вы с лёгкостью сможете поворачивать изделие как вам удобно.
  • Подготовьте эскиз. Прежде чем начнёте ваять свое творение, перенесите его на бумагу. Так будет легче представить конечный результат.
  • Вместо чертилки можно использовать мелок.

Инструменты

Как и для каждого дела, тут очень важным элементом является правильный выбор материалов и инструментов. Для человека, который делает это впервые, легче будет творить на мягком камне. И стеатит очень хорошо подходит под это описание. А для большей стойкости и податливости вашего эксперимента, рекомендуется использовать алебастр или строительный гипс. Так вы сможете потратить минимум нервов во время работы и намного дольше любоваться тем, что получилось. Также у гипса есть целая палитра нежных оттенков и скульптура получится намного эстетичнее.

Прежде чем работать, не забывайте проверять своё полотно для творения на наличие трещин. Дело в том, что камень сам по себе очень хрупкая и непредсказуемая порода — одно неправильное движение, и все ваши старания пойдут насмарку. Все изъяны лучше всего можно рассмотреть на мокром камне — так что перед работой следует его хорошенько намочить. Размер тоже имеет значение, поэтому учитесь сразу выбирать камень нужной величины.

А теперь перейдём непосредственно к самим инструментам. Для этого вам понадобится:

  • пылезащитная маска;
  • защитные очки;
  • перчатки (если вы работаете с большими камнями);
  • хороший отбойный молоток, долота и напильник;
  • немного фантазии и терпение.

Разновидности художественной резьбы на самоцветах

Существует несколько видов и способов работы над драгоценными минералами. Собирательное название для всей отрасли – глиптика. Этот термин включает все фигуры и скульптуры из камня и имеющие на поверхности высеченное изображение или орнамент. Коллекцию таких предметов искусства называют глиптотекой.

Обработанные геммы делятся на такие категории:

  • камеи – камни с рельефным изображением, выступающим над поверхностью;
  • инталии – геммы с углубленным, «вдавленным» изображением.

Вторая разновидность чаще всего представляла собой персональные печатки. В древние времена они широко использовались, так как были единственным эффективным атрибутом для сохранения конфиденциальности. С помощью инталий запечатывали важные письма, документы, ларцы, шкатулки и даже входные двери жилища.

У камей назначение более разнообразное. Эта категория разделяется на два подвида изделий:

  • утилитарные – функциональные предметы: трубки для курения, чаши, кубки. Элитная атрибутика изготавливалась по заказу знати из кварца, лазурита, аметиста и другого полудрагоценного сырья;
  • декоративные – предметы для облагораживания интерьера и ювелирные украшения: скульптуры, статуэтки, фигурки, кольца, серьги, броши, кулоны.

В редких случаях инталии тоже служили предметом декоративного искусства. На одной из них высечен портрет немецкого писателя Иогана Гете. Автор этого произведения – художник Хэккер.

В отдельную категорию выделяют твердородную резьбу. Она отличается от обычной тем, что осуществляется только на самых твердых минералах: нефрите, горном хрустале, сердолике, ониксе, яшме, агате и др. Изделия получаются долговечными, но такая обработка сложнее и требует больше времени. Хрупкие материалы вроде мрамора, янтаря, селенита, гипса и кораллов для твердородной резьбы не подходят. С мягким сырьем обычно занимаются любители-новички, поскольку его обработка не требует высокой степени профессионализма. Следующей ступенью освоедния резьбы является резьба на среднетвердых минералах, например, резьба на опале.

Камень своё слово скажет

Что первоначально: идея или камень? На этот вопрос Ирина Вахрушева отвечает: «Я не иду от камня. Когда в прошлом году собралась на фестиваль, знала: буду делать белого медведя. Представила, как он будет стоять на ледяной скале, и чтоб края у неё были наподобие льдины – оскольчатые. Когда поехали за камнем, я сразу выбрала материал под белого медведя. Выбрала, обошла, посмотрела. Ходила-ходила вокруг, а камень мне говорит: «Делай, чтоб голова вверх смотрела». То есть камень меня заставил выбрать другой угол. Камень всё равно своё слово скажет».Или взять кулончики. Копеечная, простая в исполнении вещица. Знай, режь по шаблону, полируй – и в дело. На мастер–классах в АНО «Ива» изготавливать кулоны учат тех, кто инструмент камнереза в глаза не видывал.У мастера Вахрушевой с кулонами особые отношения. У каждого кусочка камня свой характер, своя загадка. Разгадаешь – родится шедевр. Оттого все кулоны у Ирины Валентиновны разные, чаще геометрически неправильные. «Я с камушками общаюсь, советуюсь», — объясняет мастер.Вот, например, есть у Ирины кулончик особенный: листочек зелёный неправильной формы, а на нём ещё одна «неправильность» — маленький наростик, отдалённо напоминающий виноградную лозу. Следуя своему стилю, мастер не стала стачивать «лишнее». Сейчас кулон приходится чаще всего оставлять дома от греха подальше – очень уж многие зарятся на прелестную вещицу.- Смотрела я на кусок красного гипса из Борнуковской пещеры, — вспоминает мастеркамнерез.  — Думала: ну, где я это видела, когда красный переходит в жёлтый? И вспомнила: есть такая жаба-жерлянка. Идея возникла – будет лягушка. Камень долго стоял, пока эта лягушка полностью в голове не сформировалась.Вот и ответ на невысказанный вопрос, откуда мастер черпает идеи для создания каменных скульптур. Так, да не так. Бывает, совершенно непредсказуемо «выстреливает» какой-то персонаж. Например, те же лягушки. Жабы, жабищи и жабонятки вдруг ни с того ни с сего начинают пользоваться бешеным покупательским интересом. И тогда надо вставать «в струю». Потому что не искусством единым жив мастер. Что называется, не загадывай в год, а загадывай в рот.

Оборудование и технология работы с камнями

Мастер глиптики должен работать в защитных очках, респираторной маске, перчатках. Для осадки пыли используют пульверизатор, воду. Заготовку кладут на тканевый мешочек с песком или другую подложку с сыпучим наполнителем.

Инструменты для резьбы на небольших камнях:

Ручные Механические Для начинающих
Широкие, острые и тупые стамески Граверы, фрезы разной формы и размеров Молоток (мягкий) 700–900 г
Прямые и кривые напильники Шлифмашинка Плоское долото
Гравировальный скальпель
Чертежный инструмент Пневматическая бормашинка, фрезы, напильники, сверла Зубчатое долото
Твердосплавные наконечники (спицы) для нанесения рисунка Шаблоны рисунков, трафареты
Закольники Пневматическое зубило Набор напильников
Шпунты

Для резьбы на каменных стенах или глыбах пользуются кувалдой, болгаркой, киянкой, киркой, большими стамесками, отбойным молотком. Разрезают и шлифуют дисками или насадками с алмазным либо корундовым напылением.

Технология резьбы по каменным поверхностям:

  1. Заготовку резного камня берут на 1–2 размера больше будущего изделия.
  2. Определяют наличие и расположение трещин. Поврежденный минерал отбраковывают или склеивают.
  3. Начинают с более простых рельефов.
  4. На самоцвете или бумаге рисуют эскиз изображения или лепят его из пластилина.
  5. Вырезают вдоль текстуры породы (если есть прожилки, другие особенности).
  6. Иссекают зеркальный рельеф. Для сверки рисунка поверхность регулярно очищают, делают контрольные оттиски.
  7. Долотом сбивают камень от краев к центру, инструмент держат под острым углом.

На видео смотрите как происходит работа с материалом:

История появления хобби

Такой материал, как камень, люди начали использовать ещё в ранний период палеолита. Из прочного материала изготавливались орудия, копья, рабочие и режущие инструменты. С развитием человечества люди начали изучать и применять другие материалы: металл, древесина, кости. Но всё же полностью камень вытеснить из повседневной жизни не удалось. Что касается ручной каменной резьбы как хобби, то невозможно установить точный период зарождения. Основными центрами считаются Китай, Америка, Европа и Россия.

В начале периода средневековья (V век) камень использовали в основном для храмов, сокровищниц при замках, в монастырях. В X—XV вв. начали появляться мастерские с художественной резьбой по камню. В основном они работали на заказ для аристократов, купцов и других состоятельных господ. Ещё этот период знаменит началом изготовления чешской мозаики, которая не имеет по сей день аналогов.

В XV веке набирал популярность с помощью украшений, но не простых, а церковных. Мастерские активно начали делать сувениры, бусы, амулеты, чётки из мягких материалов.

https://youtube.com/watch?v=SpgawKAsKj8

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Серьезный ремонт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: