Обзор видов
Что такое коррозия химического типа
Такой процесс появляется в неэлектропроводных средах. Ими могут быть газы, соединения спирта и нефтепродукты. При повышении показателей температуры скорость распространения коррозии увеличивается. Ржавчина может образоваться на черных или цветных металлах. Изделия из алюминия под воздействием факторов коррозии покрывается тоненькой пленкой, которая после будет обеспечивать защитную систему и создаст препятствие развитию процесса окисления.
Электрохимическая коррозия
Протекторный метод защиты металлов от коррозии достигается лишь при контактировании поверхности электролитом, ошибочно. Хватает тоненькой пленки на базе материала, чтобы появилась коррозия. Причиной такого типа ржавчины будет применение технической или поваренной соли. Например, если выполняется посыпка снега на дороге, то страдают машины и трубопроводы, которые проложены под землей. Процесс происхождения заключается в следующем:
-
В соединениях конструкций из металла теряются атомы (отчасти), проводится их переход в электролитический раствор, то есть будет происходить образование ионов. Атомы замещают электроны, они будут заряжать материал посредством отрицательного зарядка, и при этом будут накапливаться положительные заряды в электрической плитке.
- Коррозию электрохимического типа вызывают блуждающие токи, которые при утечке из электрической цепи уходят в растворы грунта или воды, а после в саму металлическую структуру. Конкретными местами проявления ржавчины будут те участки, откуда в воду попадают блуждающие токи.
Цементные и металлические покрытия от коррозии
Чтобы обеспечить полноценную защиту стальных и чугунных водяных труб от коррозии, многие предприятия используют цементные покрытия. Так как показатели теплового расширения стали и портландцемента почти одинаковы, то он является отличным средством защиты металла. Так же, как и у эмалевых покрытий, цементная защита очень чувствительна к механическим повреждениям, что существенно сужает возможности применения данного метода.
Очень распространенным методом защиты от коррозии является нанесение небольшого слоя другого металла. Покрывающие металлы корродируют с очень низкой скоростью, причиной тому служит плотная оксидная пленка, образуемая наносимым напылением. Стоит отметить, что сейчас существует большое количество способов нанесения покрывающего слоя:
- Напыление,
- Диффузионное покрытие,
- Горячее покрытие,
- Гальваническое покрытие,
- При помощи различных газофазных реакций.
В современном мире можно смело говорить о том, что металл является одной из основ мировой цивилизации. Без металлических изделий и конструкций не обходится ни одна стройка или ремонтные работы. Однако большой проблемой подобных изделий является коррозия, которая постепенно разрушает целостную структуру материала.
На сегодняшний день существует множество способов защиты от коррозии, однако ни один из них не может полностью исключить вероятность появления «металлической болезни». Поэтому одной из первостепенных задач современного общества является изобретение более долговечного и действенного способа борьбы со ржавчиной.
Методы борьбы с коррозией кузова
Основой долговечности автомобиля является его защита, своевременный ремонт и профилактические меры, устраняющие проблемы на первоначальных этапах, не позволяя им распространиться. А для того, чтобы борьба с коррозией была эффективной, нужно проводить своевременные процедуры, помогающие устранить проблему, а заодно использовать только качественные антикоррозийные средства. На данный момент в СТО, да и самостоятельно можно применять различные методы, продлевающие срок эксплуатации вашего автомобиля.
К таким методам можно отнести следующие:
Оцинковка металла кузова. Данная процедура достаточно эффективная, является не просто защитой, а барьером от электромеханической коррозии, которой чаще всего подвержен автомобиль. Нужно отметить, что оцинковка проводится на производстве и, как правило, производители выпускают транспортные средства уже с оцинкованной поверхностью. Суть данного метода в том, что кузов автомобиля погружается полностью в большую емкость, наполненную расплавленным цинком. Таким образом, на поверхности образуется сплав, защищающий авто. Когда будет механическое воздействие – царапины или сколы, то сначала будет разрушен только оцинкованный слой, а только потом уже сама поверхность кузова.
Лакокрасочное покрытие
Важно заметить, что современные средства для покраски являются не только способом декоративного оформления автомобиля, но и отличным средством барьера против окисления. Если предыдущий метод защиты металла незаметен, то когда применяется покраска, то сразу заметны обновления. Таким образом, чтобы провести качественную покраску, нужно подобрать краску, которая бы соответствовала всем тем требованиям, предъявленные к ней: отличалась прочностью, адгезией к грунту, устойчивостью, безопасностью
Считается, что, выполняя ремонт таким способом, можно защитить поверхность авто надолго
Таким образом, чтобы провести качественную покраску, нужно подобрать краску, которая бы соответствовала всем тем требованиям, предъявленные к ней: отличалась прочностью, адгезией к грунту, устойчивостью, безопасностью. Считается, что, выполняя ремонт таким способом, можно защитить поверхность авто надолго.
Барьерная защита. Нужно отметить, что краски и какие-либо другие покрытия помогают справиться с окислением, но все же стоит решить корень этой проблемы. Можно с помощью специальных элементов оградить металл кузова от механического воздействия, которые станут в дальнейшем причиной коррозии. Некоторые производители джипов предусмотрели это, установили пластиковые локеры. Они устраняют обстрел автомобиля камнями, вылетающие из-под его колес или шин другого транспортного средства, движущегося впереди. Кроме этого, существует еще локеры на днище авто. С помощью такого барьера, поверхность остается неповрежденной, а значит нет проблем с коррозией, ремонт можно будет проводить гораздо реже.
Ламинирование кузова автомобиля. Данный метод является одним из самых практичных, удобных. Для того, чтобы не происходило воздействия среды, эффективно использовать специальную полимерную пленку на поврежденные участки, при этом она держится достаточно плотно, незаметна на поверхности. Как правило, такой метод защиты используется при ремонте внешних поверхностей авто: на капоте, дверцах, крыльях. Кроме этого, пленка обладает прекрасными характеристиками: стойко переносит перепады температуры, длительное время удерживает товарный вид автомобиля. Поэтому люди, часто меняющие машины, чаще всего использует данный вид защиты.
Грунтование. Данный способ защиты авто пользуется популярностью у большинства автовладельцев, так как он самый простой, менее затратный. На поверхность автомобиля наносится грунтовка, которая становится не только защитой, но и изолятором. Особенность в том, что она ложится на металлическую основу, а сверху покрывается лакокрасочными средствами. Таким образом, проведенный ремонт предотвращает попадания воды, кислорода на металл. Несмотря на такое преимущество, все же это не устраняет проблему с коррозией, а просто замедляет процесс окисления.
Борьба против коррозии – это серьезный процесс, поэтому автовладелец, прежде чем выбрать определенный способ защиты или ремонта должен взвесить все «за» и «против», чтобы выбрать самый оптимальный вариант. Кроме этого, нужно правильно оценивать эффективность борьбы с окислением. Если все это грамотно учесть, можно значительно продлить эксплуатационный срок вашего автомобиля.
Лучшие спреи – преобразователи коррозии
Наиболее популярной формой выпуска преобразователей коррозии являются спреи.
WURTH
Это немецкое средство изготовлено с использованием особых химических веществ. Его легко и удобно наносить даже в труднодоступных участках. Ведь здесь есть длинный носик. У этого преобразователя прекрасная проникающая способность, он отлично впитывается и моментально растворяет ржавчину.
WURTH защищает от дальнейшего разрушения и подходит для любых металлических поверхностей.
Преимущества:
- Отличная проникающая способность.
- Выдавливает из электрических контактов влагу.
- Образование защитного слоя.
Недостатки:
- Высокая стоимость.
- Очень горюч, надо быть осторожным.
KUDO
Это средство изготовлено на основе кислоты. KUDO глубоко воздействует на ржавчину, удаляет ее и защищает от вторичного появления. После обработки на поверхности образуется пленка, которая надежно защищает кузов машины от последующих негативных воздействий. Преобразователь имеет устойчивый эффект и после обработки не смывается.
Преимущества:
- Быстрое и легкое нанесение.
- Доступная стоимость.
- Быстро высыхает.
- Нет запаха.
Недостатки:
Нет обещанного производителем эффекта чеканки.
Hi-Gear Rust Treatment No-Rust
Это один из наиболее известных и популярных преобразователей у отечественных водителей. Это связано с тем, что в составе средства достаточно агрессивные компоненты. Они быстро разъедают ржавчину и превращают ее в грунт. Hi-Gear Rust Treatment No-Rust выпускается в форме аэрозоля с распылителем. Мощный направленный поток обеспечивает глубокое и равномерное проникновение преобразователя.
Преимущества:
- Максимальное проникновение средства.
- Улучшает адгезию с различными видами лаков и красок.
- Быстрый результат.
- Защита на долгое время.
- Комфортное нанесение.
Недостатки:
- Средство разъедает краску.
- Можно применять исключительно на открытом воздухе.
- Необходимо смывать спиртом.
Области использования антикоррозионных лаков и красок для металла
Внутренняя и наружная обработка:
- Резервуаров дизельного топлива, нефти, мазута;
- Емкостей для хранения и транспортировки кислот, щелочей, солей, жидкостей;
- Бункеров для сыпучих материалов;
- Минераловозов;
- Трубопроводных систем;
- Элементов пищевой промышленности и изделий, контактирующих с водой.
Покраска металлических конструкций на открытых объектах:
- Металлических изделий над водой, под водой и в морских грунтах;
- Металлоконструкций;
- Резервуаров из металла.
Антикоррозионные краски по металлу Политакс прошли необходимые тестирования в лабораториях.
По результатам испытаний были подтверждены следующие особенности покрытий:
- Высокие параметры адгезии с металлом, повышенная прочность, эластичность, устойчивость к механическим воздействиям и истираемости;
- Срок службы более 15 лет с сохранением показателей влагостойкости, термоустойчивости, защиты от воздействия минеральных удобрений;
- Повышенный период эксплуатации.
Коррозия — опасный для всех видов металлов процесс, который является неизбежным при контактировании материала с окружающей средой. Защита металла от коррозии — обязательная процедура, которая проводится для конструкций с высокой ответственностью. К ним относятся строительные элементы зданий и сооружений, детали промышленного оборудования, ограждения, системы трубопроводов, емкости для транспортировки различных категорий веществ.
Антикоррозионная защита — процесс обработки металла специальными составами, которые снижают риски разрушения материала от внешних воздействий. Обработка может проводиться на этапе производства изделий. Так выполняется легирование, холодное цинкование металла, нанесение покрытий термического отверждения.
Пошаговая инструкция
Перед началом проведения ремонтных работ необходимо произвести осмотр кузова и выявить все проблемные места. Оценить степень повреждения и определиться со способом устранения коррозии.
Инструменты и материалы
Перед началом работ необходимо подготовить:
- болгарку;
- наждачную бумагу;
- обезжириватель;
- шпатлёвку;
- грунтовку;
- краску;
- автомобильный лак;
- преобразователь ржавчины;
- малярный скотч;
- чистую ткань.
Популярные препараты
Самыми популярными химическими средствами для удаление ржавчины с кузова автомобиля своими руками являются:
- ортофосфорная кислота – самое известное средство, может использоваться в чистом виде или входить в состав различной химии;
- ВСН-1 Нейтрализатор – легко справляется со ржавчиной, превращая ее в темную массу;
- цинкор – комплект для устранения ржавчины и дальнейшей оцинковки металла посредством нанесения специального защитного слоя электрохимическим способом. Требуется подключение к аккумулятору. Процесс работы со средством цинкор можно подробно посмотреть в видео ролике:
Она быстро устранит заметные ржавые следы с поверхности кузова, но не устранит сам очаг распространения. Следовательно такой эффект продлится не более месяца. Как правило, к такому способу прибегают владельцы во время предпродажной подготовки авто.
Механический способ
Устранение ржавых пятен механическим способом проводится в несколько этапов:
зачистка коррозии до металла наждачной бумагой. Работу можно проводить вручную или при помощи электроинструмента, например болгарки
Зачищать пятно следует постепенно и осторожно, избегая появления грубых царапин
Важно не повредить целые участки лакокрасочного покрытия и произвести 100% полную зачистку до “голого” металла.
- обработка подготовленной области кузова преобразователем ржавчины с целью устранения мельчайших, не всегда заметных глазу, остатков коррозии.
- обезжиривание поверхности после окончания действия преобразователя (в среднем через полчаса);
- шпатлевка (проводится в несколько слоев при необходимости) и шлифовка обработанной поверхности;
- покраска в цвет кузова (перед покраской защитите прилегающие части кузова при помощи газет и малярного скотча и нанесите антикоррозионную грунтовку в 2-3 слоя). Покраску проводится также в 2-3 слоя с тщательной просушкой каждого.
- нанесение прозрачного лака (при желании) для более надежной защиты и красивого вида.
Смотрите видео о том, как убрать ржавчину с автомобиля за 10 минут:
Химический способ
Как правило, подобное препараты наносятся на проблемное место в соответствии с инструкцией производителя на указанное время, после чего остатки средства вытираются или смываются.
Однако, для получения отличного и долгосрочного результата далее придётся также производить шпатлевку, шлифовку и покраску. При устранении несильного повреждения кузова можно обойтись и без этих шагов.
Как быстро удалить ржавчину с автомобиля – электрохимический метод
Электрохимический способ удаления ржавчины с кузова машины подразумевает выполнение на пораженном участке окислительно-восстановительного процесса. Сама реакция протекает в электролите под действием тока. Это сложный процесс. Но если разобраться, то получится, что это самый простой метод избавления от коррозии.
Достоинства способа:
- Полное удаление ржавчины.
- Доступность и простота.
- Образование цинкового слоя для защиты металла в дальнейшем.
- Метод безвреден для неповрежденного лакокрасочного покрытия.
- Быстрый результат.
Для процедуры потребуется:
- Кусок металлического провода.
- Два электрода из нержавейки (один с наконечником из цинка).
- Преобразователь коррозии.
- Раствор хлористого цинка.
Для удаления ржавчины необходимо:
- Подсоединить провод к плюсовой клемме аккумулятора.
- Сделать на кончике электрода ватный наконечник и окунуть его в преобразователь.
- Аккуратно обработать наконечником поврежденное ржавчиной место.
- Подключить второй электрод с цинковым наконечником к проводу от аккумулятора вместо первого электрода.
- Сделать вокруг цинкового наконечника обмотку из ткани.
- Окунуть электрод в раствор хлористого цинка и провести по очищенному участку металла, чтобы создать защитный слой.
Народные средства для удаления ржавчины с металла
Помимо химических ядовитых веществ, есть не менее сильные народные средства для снятия ржавчины с металла. Традиционными очистительными средствами считается картофель, сода, лимонная кислота и уксус.
Как избавиться от ржавчины на металле картофелем
Для многих это может показаться неожиданным, но люди давно поняли, что такой обыденный в быту картофель сумеет справиться на «ура» со следами коррозии.
Спасибо химическим свойствам картофеля: и поели, и металл отмыли!
Потребуется одна картофелина и хозяйственное мыло: клубень разрезают на две части и намыливают срез, что поможет справиться с ржавой поверхностью. Лучше всего оставить картофель на повреждённом месте на 3-4 часа.
Можно в течение этого времени подрезать этот же клубень, снова намыливать срез и класть картофелину на ржавое место. А ещё некоторые готовят специальную жидкость для снятия ржавчины с металла из картофельной ботвы — она становится своеобразным ингибитором.
Сгодится зелёная ботва, когда она ещё сочная
Всю зелень нужно уложить в 3-х литровую банку — наполовину. В неё же долить соляной или хлористоводородной кислоты так, чтобы она слегка покрывала ботву. В течение 15-20 минут ощущаем себя колдунами, помешивая зелье. А затем жидкость сливается в другую ёмкость: можно использовать её для противокоррозионной обработки.
Как удалить ржавчину с металла в домашних условиях лимонной кислотой или лимонным соком
Упаковка лимонной кислоты стоит буквально копейки, купить это чудо можно в любом бакалейном магазине или супермаркете в отделе «специи» или «всё для выпечки».
Одной пачки хватит на обработку небольшого коррозийного повреждения
Одну упаковку высыпают в ёмкость и заливают таким количеством воды, которые позволит погрузить в неё очищаемый предмет целиком. Показателем реакции будут пузырьки, поднимающиеся к поверхности. Контейнер оставляют нетронутым на 12-13 часов. Затем предмет достают из раствора, споласкивают и просушивают.
Вторым способом является использование фруктовой кислоты в натуральном виде: можно взять лайм и соль
Солью посыпают ржавые пятна и выдавливают на них сок из фрукта. Экономить не нужно: чем сильнее смочится поверхность, тем лучше окажется результат. Лучше оставить смоченный предмет на 3 часа, а уже после этого очистить его с помощью кожуры лайма ли лимона.
Как очистить ржавчину с металла содой
Сода настолько прочно вошла в нашу бытовую жизнь, что о ней ходят смешные мемы и шутки в интернете.
Зато, это верное средство всегда под рукой
В этот раз бытовой помощник проявит свою супергеройскую силу не на кухне, а при борьбе с разъедающей металлические изделия ржавчиной. Всего-то нужно соду размешать с небольшим количеством воды до образования кашицы. Смесь размазывают по повреждённому месту и через некоторое время счищают всё старой зубной щёткой.
Чем оттереть ржавчину? Как хорошо, что есть сода!
Уксус в качестве очистителя ржавчины с металла
Уксус тоже стоит на полке практически в каждой кухне. Он просто разъедает саму ржавчину, потому является отличным антикоррозионным средством.
Уксусная кислота тоже подойдёт
Белый уксус отлично вступает в реакцию с коррозией, удаляя все ржавые следы на металле. Можно просто окунуть вещь в уксус и оставить там на 2-4 часа. Ржавую пасту просто соскребают, а предмет споласкивают и сушат.
Что делать, если предмет оказался большим: уксус наливают в плоскую ёмкость вроде противня — протравить изделие всё равно придётся. Если поражение металла не сильное, легче просто смочить в уксусе тряпочку и как следует смочить предмет.
Требования к антикорам
Важно понимать, что ржавчина бывает разной. А потому к антикоррозийным средствам просто обязательно предъявлять повышенные и строгие требования
Если антикоррозийное покрытие автомобиля не будет соответствовать определённым параметрам, сам владелец транспортного средства может столкнуться с неприятными последствиями. Основными требованиями к антикорам являются следующие моменты:
- Экологичность. Высококачественные составы от ведущих производителей не содержат в себе компонентов, которые несут хотя бы потенциальную угрозу для здоровья человека или же для окружающей среды. Это вовсе не означает, что можно смело употреблять мастики в пищу. Так поступать категорически не стоит. Но после нанесения экологичных антикоров никакого вреда не наносится.
- Морозоустойчивость. Климат в каждом регионе разнообразный. В некоторых из них зима характеризуется крайне низкими температурами. Не все антикоры выдерживают подобной нагрузки. А поскольку коррозия часто проявляет свою активность именно зимой из-за повышенной влажности и агрессивных реагентов на дорогах, без защиты в этот период не обойтись. Потому выбирать нужно только морозостойкие составы, способные сохранять свои свойства и характеристики даже при экстремально низких температурах.
- Пластичность и эластичность. Если антикор образует просто твёрдую корку после нанесения, на её длительный срок службы рассчитывать вряд ли стоит. Средство быстро покрывается трещинами, начинает постепенно разрушаться, осыпаться из-за вибраций. В качественные и эффективные антикоры добавляют пластификаторы и иные компоненты, обеспечивающие защите пластичность.
- Активность. Речь идёт о способности антикоррозийных составов активно противостоять коррозии, которая уже проявилась. Некоторые средства крайне эффективны в плане профилактики, но не все из них справляются с уже образовавшимися участками металла, затронутыми ржавчиной.
- Устойчивость к абразивам. Грязь, песок, мелкие камни постоянно будут ударяться о металлические поверхности машины. Особенно сильно при этом страдает днище. Если антикор не будет обладать устойчивостью к мелким механическим повреждениям, срок его службы после нанесения ограничится несколькими неделями.
Нельзя скрывать того факта, что большинство составов от ведущих производителей полностью соответствуют этим требованиям. Но не стоит делать поспешные выводы, покупая первый попавшийся антикор. Сначала нужно разобраться в их разновидностях и ключевых особенностях.
Органосиликатные покрытия
Для качественной защиты от коррозии рекомендуется применение металлов с высоким уровнем гидрофобности, непроницаемости в водных, газовых и паровых средах. К числу таких материалов относятся органосиликаты.
Химическая коррозия практически не распространяется на органосиликатные материалы. Причины этого кроются в повышенной химической устойчивости таких композиций, их стойкости к свету, гидрофобных качествах и невысоком водопоглощении. Также органосиликаты устойчивы к низким температурам, обладают хорошими адгезивными свойствами и износостойкостью.
Проблемы разрушения металлов из-за воздействия коррозии не исчезают, несмотря на развитие технологий борьбы с ними. Причина в постоянном возрастании объемов производства металлов и все более сложных условий эксплуатации изделий из них. Окончательно решить проблему на данном этапе нельзя, поэтому усилия ученых сосредоточены на поисках возможностей по замедлению коррозионных процессов.