Технология написания фрески
Написание фрески должно быть быстрым, но торопиться в этом деле не стоит. Для того, чтобы не тратить время на размышления и переделку, мастер должен заранее ознакомиться со всеми тонкостями и знать схему работы, последовательность и окончательный вид готового изделия. Есть метод, позволяющий разграничить всю работу на три этапа:
- изготовление рисунка;
- нанесение тонов;
- отделка изображения отсветами и тенями.
Такая методика позволяет полностью выработать ресурс сохнущей штукатурки.
Началом живописи по сырой штукатурке является создание рисунка. Этот процесс подразумевает поиск затемненных и осветленных мест на фреске для лучшей выразительности работы. Окончанием этапа является полностью разграниченная область работы для каждого из цветов.
Когда поверхность фрески будет полностью раскрыта, необходимо первоначально заняться работой с тенями. В некоторых ситуациях есть вероятность пересыхания описей и теней, при которой в раствор вводится желток, разбавленный водой. Он не замедляет высыхание штукатурки, но образует клеящую смесь, удерживающую краски на поверхности.
В процессе написания мастеру приходится учитывать множество особенностей этой техники
первоначально важно помнить, содержащие известь колера после высыхания довольно сильно высветлятся. Увы, угадать окончательный тон довольно трудно, поскольку штукатурка каждый раз ведет себя по-разному
Это зависит от характера поверхности, на который она наложена. Если стена, продолжает быстро впитывать воду, фреска будет высыхать быстрее. Если штукатурка нанесена на не-впитывающую воду стену и если используется трехслойный грунт, время высыхания увеличится.
Художественная декоративная штукатурка требует повышенной внимательности и кропотливости, так как изменить участок фрески не получится, можно или внести небольшие коррективы или начать полностью все сначала. Поэтому если роспись выполняете не Вы, а наемный художник, стойте рядом с ним и полностью контролируйте процесс, хотя бы присутствием и видом, как будто Вы профессионал в этом деле.
Великие мастера прошлого времени использовали растворы по собственным рецептам приготовления, и большинство секретов, увы, утеряно. По большому счету они и не нужны для выполнения фрески в нашем времени, так как нынешние технологии уже хорошо продвинулись вперед. Выбирайте любой известный ныне, и пусть художественная штукатурка своими руками станет для Вас более, чем хобби и истинным произведением искусства.
Одна из самых древнейших отделок, которая на некоторое время была незаслуженно забыта – живопись по сырой штукатурке водяными красками. Одним из вариантов росписи называется фреска, которую создавали ещё в эпоху Возрождения. В нынешнее время эта методика снова получила широкое распространение.
Хотя данный вид отделки и требует каких-то малейших навыков, выполнить её самостоятельно вполне возможно. В этой статье попробуем ознакомить начинающих мастеров с основными нюансами росписи стен по штукатурке и с технологией выполнения работ.
Технология выполнения штукатурной росписи не является особо сложной.
Основные этапы её выполнения таковы:
- Рисунок выполняется на стенах или потолке, которые предварительно оштукатуриваются. Работа начинается ещё на невысохшем основании.
- На поверхность наносятся контуры рисунка, а затем приступают к росписи его водорастворимой краской.
- После того, как «картина» высохла, она приобретает своеобразную глубину посредством впитывания красок сырыми штукатурными смесями.
Если оценить данный процесс, то может показаться, что ничего сложного в нём нет. Только во время работы проявятся все нюансы, которые сопутствуют этому творческому процессу:
- состояние стен;
- подготовка растворов;
- технология выполнения росписи.
Если не уверены в своём мастерстве и художественных способностях, следует предварительно потренироваться на небольших участках. Первоначально можно на сухой оштукатуренной стене.
На видео: создание рисунка на декоративной штукатурке.
Написание фрески
Н аписание фрески должно происходить быстро, но без поспешности. Для того, чтобы свести к минимуму потери времени на переделки и размышления, мастер должен заранее очень хорошо во всех деталях представлять себе не только окончательный вид будущего изображения, но и иметь в голове ясную схему того, в каком порядке работа будет вестись.
В нашей практике мы пришли к методу, позволяющему условно разделить работу на три этапа, — создание рисунка, нанесение локальных тонов, разделка изображения тенями и светами. Такая последовательность работы позволяет максимально использовать ресурс высыхающей извести.
В начале работы, когда штукатурка еще достаточно сырая, делается рисунок. Процесс создания рисунка подразумевает творческий поиск и нахождение наилучшей выразительной «конструкции» для изображения. Технически это означает, что на этапе рисунка в первоначальный план изображения могут вноситься необходимые исправления, но к концу этого этапа должны быть четко определены гранцы пространства для каждого из локальных цветов.
П осле того, как создан рисунок, изображение рекомендуется «раскрыть», нанося локальные цвета по всей его поверхности, не оставляя белых пятен. Нанесение нового поверхностного слоя — слоя растворенного с водой пигментан поможет слегка нарушить начинающую образовываться поверхностную кристаллическую корку.
К огда вся поверхность будущей фрески будет раскрыта, необходимо в первую очередь заниматься теневой моделировкой, сначала на лике и открытых частях тела, потом на одеждах и других деталях. Высветления с использованием вместо белил мелкотертой извести имеет смысл делать уже после всего этого, поскольку известь, растворенная в штукатурке легко входит в соединение с «белильной известью», обеспечивая надежное закрепление содержащих известь красок даже на почти высохшей поверхности.
В некоторых случаях, если есть опасность пересыхания стены, в состав красок для окончательных описей и теней в некоторых случаях вводится разбавленный с водой желток. Он не компенсирует высыхание штукатурки, но в соединении с известью образует своеобразное прочно клеящее вещество, прочно удерживающее краски на живописной поверхности.
В процессе работы фрескисту приходится учитывать большое количество особенностей этой техники
В первую очередь важно помнить, что желтая охра, глауконит и все содержащие известь колера после высыхания штукатурки довольно сильно высветлятся. К сожалению, предугадать окончательный тон бывает очень трудно, поскольку каждый раз штукатурка ведет себя по-разному
Это зависит в первую очередь от характера носителя, на который наложена штукатурка. Если стена, даже хорошо промоченная, продолжает быстро впитывать в себя воду, фреска будет сохнуть быстрее. Если же штукатурка нанесена на не-впитывающее воду основание, такое как бетон или какая-либо панель с сеткой, если используется трехслойный грунт, процесс высыхания будет проходить намного медленнее.
С тоит отметить, что при работе в технке фрески чрезвычайно важно ни в коем случае не допускать ни малейшего нарушения целостности штукатурной поверхности кистью. Такое происходит, когда рисующий пытается прямо на поверхности штукатурки смешать накладываемый цвет с еще не подсохшим наложенным ранее
В этом случае к краскам начинает примешиваться входящая в штукатурный раствор известь и при высыхании место такого смешивания будет выделяться на поверхности живописи излишней белесостью.
Рисование картины
Шаг 1. Готовим эскиз. Перед началом работы рисуется эскиз композиции, детали не прорисовываются, создается только контур предметов и людей.
Вариант эскиза фрески
Шаг 2. Перенесите эскиз. Сначала отмечается площадь и определяется масштаб трансфера. Наносятся основные опорные точки и на них делается основной рисунок. Если картина небольшая, эскиз переносится методом отслаивания: на поверхность стены прикладывается бумага, острым кончиком карандаша делаются отметки.
При переносе эскиза на стену необходимо строго соблюдать пропорции
Шаг 3. Сохранение рисунка. После переноса проводится так называемый процесс сохранения состояния поверхности стены. Фреска полностью покрыта тонкой технической пленкой, отлично сцепляется со свежей известью. Пузырьки воздуха удаляются губкой или валиками, обеспечивая идеальную посадку. Этот метод позволяет долго сохранять штукатурку влажной, и для покраски открываются только участки, которые можно отделать относительно быстро. Конечно, при этом учитываются особенности композиции, работать нужно над всем изображением, а не над его частями.
Часть стены покрывают пленкой, чтобы штукатурка не пересыхала
Шаг 4. Мастер определяет, какой кусок картины он может нарисовать за один день, и освобождает от консервации соответствующий участок стены. Пленка режется острым лезвием очень аккуратно, на стене не должно оставаться следов. Поверхность под пленкой постоянно влажная, но не настолько влажная, чтобы мешать нанесению краски. Только опытный маляр может определить готовность стены к работе.
Для прорисовки следующего фрагмента аккуратно снимается часть пленки
В процессе работы рисунок можно немного изменить и поправить. Процесс письма должен быть достаточно быстрым, кисти должны быть мягкими и не оставлять следов на стене. Фактура картины зависит от стиля фрески. В одних случаях он пастообразный, в других — жидкий и наносится в три или четыре слоя. Общая толщина может достигать нескольких миллиметров.
Краски для рисования по мокрой штукатурке
На влажной стене краски идеально растекаются, а кальций, выходящий из извести, покрывает их защитной пленкой. Русские традиции фресковой живописи предполагают использование плотных красок; утверждение, что дизайн тонкий и полупрозрачный, является иллюзией. Метод работы выбирает художник, решение он принимает в процессе работы. Рисование фресок имеет свои требования и правила, мастер изучает их много лет, и только после этого имеет право заниматься такими работами. Не надейтесь, что с первого раза у вас получится нарисовать настоящий рисунок на сырой стене. Опытные художники обучают навыкам подмастерья в течение длительного периода времени.
Видео — Живопись по сырой штукатурке
Осуществляется только в тех случаях, когда стены уже отделаны по современной технологии. Как мы уже говорили, постройка должна быть только из полнотелого красного кирпича, другие варианты в принципе рассматривать нельзя. Старая штукатурка удаляется во всех случаях, независимо от того, хорошо она держится или нет. Причина в том, что к покраске по мокрой штукатурке предъявляются жесткие требования, в ее составе не может быть бетона. В те далекие времена этот строительный материал не был известен, и все современные смеси изготавливаются с его использованием. Бетонные полы не обладают физическими характеристиками, необходимыми для фресок. Для оштукатуривания готовятся специальные составы, подробнее о них мы расскажем в статье чуть ниже. | |
Подготовка поверхности к оштукатуриванию | необходимо принять все меры для повышения прочности сцепления штукатурки. Поверхности не только очищаются от пыли и грязи, они еще и очень увлажняются. Если кладка ровная, делаются насечки. Стены должны быть выровнены, перепад поверхностей на неровностях не может превышать одного сантиметра, а общая толщина всех слоев покрытия составляет от 2 до 4 см. Нарушение этого требования приводит к тому, что краска проникает неравномерно штукатурка, а это вызывает неконтролируемое изменение оттенка после высыхания. |
Перед началом работ грунтовки не используются, это серьезное нарушение технологии, которое крайне негативно сказывается на конечном результате и долговечности фрески. Штукатурка наносится в несколько слоев, перерыв между ними может составлять до 10-14 дней. Окончательное решение принимает опытный мастер, исходя из реальных условий и состояния покрытия. | |
Чаще всего это делают сами художники перед рисованием. Отделка производится только специально приготовленным качественным известковым раствором. |
Как нанести рисунок?
Живопись — это очень трудоемкое занятие, которое требует времени, сил, сосредоточенности и умения. С тех пор как данное искусство появилось на свет, оно стало настолько популярным, что были придуманы современные способы нанесения рисунка на поверхность. Сам процесс нанесения рисунка может занять несколько часов или даже дней в зависимости от сложности самого изображения. Если планируется нанести несложный орнамент, то можно применять трафареты.
Для того чтобы получить изображение на стене необходимо сначала его получить в масштабе 1:1 на бумаге. Затем изображение разделяется на некоторые фрагменты, чтобы удобно было переносить изображение. После этого с помощью специально для этого предназначенных инструментов изображение с бумажного листа переносится на поверхность стены или потолка. Перенести получится только контуры изображения, для этого также применяется методика под названием припорашивание. После этого следует творческая часть работы, которая самая продолжительная.
Важной особенностью живописи по штукатурке является то, что ее нельзя подредактировать. Если уж рисунок на стене, то его изменить уже не получится, можно будет только заменить его, начав все работы с самого начала
Так что если вы пригласите мастера, который будет выполнять отделку, то контролируйте все выполняемые им процессы, даже если ему это не нравится. Сам мастер должен быть заинтересован в том, чтобы с первого раза сделать все правильно, чтобы заказчик остался доволен работой.
Технология выполнения фресковой росписи старого образца
Дело в том, что фреска как вид искусства уже очень давно не используется в отделке в своем классическом проявлении, вместо нее стали модными так называемые «декоративные штукатурки».
Преимущество их заключалось в том, что они не требовали особой квалификации мастеров и больших затрат времени.
Это связано с трудоемкостью ее исполнения, начиная с подготовки и заканчивая конечными этапами росписи.
Можно выделить такой перечень этапов росписи:
- подготовка поверхности;
- перенос контуров рисунка на поверхность;
- заготовка составов красок;
- раскраска («разделка») участков рисунка и фона;
- детальная роспись (роспись мелких деталей, теней, бликов).
Важным моментом среди этого всего является то, что на всех этапах росписи поверхность должна быть сырой, то есть, поверхности штукатурки не дают высыхать, оберегая ее от сушки солнцем, сквозняком и т. д., занавешивают ее влажной мешковиной после окончания рабочего дня. Итак, поговорим далее о том, как нарисовать фреску, а конкретнее – как нарисовать фреску на стене.
Подготовка поверхности под фресковую роспись старого образца заключается в том, чтобы по средствам известкового штукатурного раствора выровнять стены и выгладить их практически до идеала (высококачественной штукатурки с отклонениями по плоскости до 2 мм/2 м). После выравнивания стен идет их выглаживание с помощью просеянного известкового молока, что называется безпесчаной накрывкой штукатурки.
Перенос контуров рисунка на поверхность выполняется по средствам так называемого «картона» или фресковой карты.
Для его производства берется оригинал рисунка в полный размер (как правило, состоящий из многих листов, так как рисунок большой), и переносятся основные контуры на копирку, после чего по этим контурам шилом делаются проколы.
Готовое полотно с проколотыми контурами прислоняют к поверхности, и с помощью прижимания ватным тампоном с угольной пылью, перебивают по проколотым отверстиям контуры.
Заготовка составов красок происходит заранее, перед тем, как рисовать фрески. Для этого альфрейщик (мастер по фресковой живописи) берет оригинал в цвете и затирает определенные пигменты на воде, получая различной, необходимой тональности/цвета краски.
Готовые смеси разливают по герметичным емкостям, обозначая каждый основной цвет номером, номер проставляется и на участках контуров.
Сами пигменты являются натуральными/искусственными щелчестойкими составами, а затираются они исключительно на воде, просеянные через сито № 0.071 и 0.06 с 6400 и 10000 отв./см2 соответственно, в пропорции 1:3.
Разделка участков рисунка – это первый этап росписи, который подразумевает раскраску основными цветами участков, отбитых контурами на поверхности.
Для этого берут краску и мягкими кистями (чтобы не повредить сырую штукатурку) раскрашивают, сначала наибольшие участки, потом меньшие по убыванию.
Важным в этом процессе является то, что начатый участок нужно за раз раскрасить, исключая перерывы; кроме того, нужно работу выполнять упорядоченно и полосами, если участки очень большие (чтоб не допустить нахлестов в результате схватывания краски).
Детальная роспись участков выполняется поверх разделки; сутью ее является нанесение мелких деталей, бликов, теней, текстур и т. д.
Берутся для этого опять-таки мягкие кисти (беличьи или колонковые). Как и в случае с разделкой, каждый элемент должен наноситься без перерывов; работа такова, что исключается возможность исправления, так что работать нужно аккуратно и безукоризненно.
Что касается теней и бликов, то в фресковой живописи их бывает по 3-4 тональности каждой, то есть тень бывает глубокой, средней и мелкой. То же самое и со световыми эффектами, осветлений бывает несколько тональностей.
Существует и другая разновидность фрески – «фреска а секко», сутью которой является роспись по сухой штукатурке (от итал. Secco – сухой) теми же пигментами, затертыми на воде с примесью известкового молока.
Технология практически та же, однако, после высыхания штукатурки, ее увлажняют водой и грунтуют составом ивесть-кипелка 1-го сорта (MgO2 не больше 3%) – 1; вода – 9. Грунтовку опять-таки увлажняют водой перед началом росписи.
Единственным преимуществом данного вида фрески является то, что есть возможность вносить корректировки и другие исправления, для этого соответствующий участок увлажняют, наносят грунтовку и заново расписывают. При этом стоит заметить, что такая фреска имеет более тусклые, разбеленные цвета (по причине наличия извести в составе красок), а также менее долговечная, нежели сырая фреска.
Какой материал выбрать для нанесения живописи
Залог качественного воплощения задуманного изображения в жизнь — грамотно выбранный материал.
Для настенной живописи лучше всего применять краски на минеральной основе:
- Восковые.
- Известковые.
- Масляные.
Современный ассортимент представлен удачными аналогами на основе масляной эмульсии или клея ПВА, которые отличаются:
- Высокой стойкостью.
- Скоростью высыхания.
- Со временем образуют надежный слой, защищающий поверхность от воздействия солнца и повреждений от влаги.
На рынке для удобства мастеров появились специальные материалы, которые:
- Дают перламутровый эффект.
- Светятся в темноте.
- Имитируют паутину.
- Создают «искусственные трещины».
Альсекко
У фресок есть альтернатива – альсекко или попросту живопись по сухой штукатурке. Несмотря на то, что подобная декоративная роспись кажется более простой (например, не требует срочности), придумана она позже. Преимущества этого подхода таковы:
- результат отличается повышенной долговечностью;
- долго не выцветает и не выгорает;
- применима даже с внешней стороны здания;
- живопись по сухой штукатурке хороша еще и своей экологичностью. Краски делаются на основе воды, извести, сырых яиц, то есть не содержат вредной химии и совершенно безопасны.
Но есть и определенные недостатки. Выполнить такую декоративную роспись может только профессиональный художник – конечно, если не хотите из-за мелких ошибок заново штукатурить стену. В этой ситуации можно не спешить, тщательно выписывая детали, поэтому можете себе представить, сколько это стоит, и во сколько обойдется любая помарка, заставляющая начинать сначала не только рисунок, но и нанесение на стену штукатурки. Выполнять такое своими руками крайне не рекомендуется, разве что сомнений в собственной технике нет.
Учтите, что хорошо отрисованную дорогую отделку будет жалко снимать, если комната вдруг изменит свое назначение.
Видео: мастер-класс по созданию росписи по высохшей декоративной штукатурке
Подготовка стен
Живопись по сухой штукатурке тоже предполагает первоначальное оштукатуривание по неровной поверхности, избавленной от старой отделки. Некоторые специалисты советуют добавлять в штукатурку мелкие частицы камня, кирпича, соломы. Зачастую штукатурка наносится в несколько слоев (от двух до семи), перемежаясь со слоями грунтовки. Сколько бы ни было слоев, следующий наносится только после того, как высохнет предыдущий слой и грунтовка на нем. Декоративная роспись также выполняется поверх грунтовки, нанесенной на полностью высохшую поверхность.
Объемные шедевры
Сухая штукатурка не обязательно должна быть ровной – можно создавать объемные фигуры из нее, которые затем расписываются в разные цвета. Для начала на стену карандашом наносятся предполагаемые контуры, по которым затем накладывается дополнительная штукатурка
Обратите внимание, что разница между слоями не должна быть большей нескольких миллиметров, иначе ни одна штукатурка этого не выдержит.
После того, как объемные очертания высохли и были загрунтованы, можно начинать разукрашивание. Начинать следует с фона, в последнюю очередь закрашиваются те детали, которые наиболее выступают
Видео: мастер-класс по созданию объемных картин из штукатурки
Роспись
Как известно, раствор извести имеет щелочную реакцию, потому при замесе красок нужны щелочеустойчивые пигменты. Что это за пигменты: охра, киноварь, ультрамарин, сюда войдет и перекись марганца, лимонный, умбра, а также бордо, алый и др. Хотя в отношении ко дню сегодняшнему даже нет смысла перечислять пигменты: их намного больше. Главное при покупке красок – смотреть на их растворимость в воде и на их стойкость к щелочам.
Внимание! Пигмент нужно протестировать. Его нужно развести в том составе, с которым вы будете работать. Например, в воде и извести
А потом пигмент наносится на заранее заготовленный фрагмент штукатурки. Новичкам имеет смысл провести такое тестирование со всеми пигментами
Например, в воде и извести. А потом пигмент наносится на заранее заготовленный фрагмент штукатурки. Новичкам имеет смысл провести такое тестирование со всеми пигментами.
Как происходит сама роспись:
- Если настенной живописью приходится заниматься впервые, желательно сделать на бумаге шаблон в полную величину. Хлопотная мера, но совсем не лишняя. Шаблон впоследствии прикладывается к стене и иглой мастер протыкает контуры главных фигур картинки. Это делается для того, чтобы на стене появился отпечаток изображения.
- После появления отпечатка контуры можете обводить. Обычно начинают работать со светлых тонов, плавно переходя к темным. Отлично действует послойное нанесение – так финишный слой ярче себя проявляет.
- Если есть необходимость выбеливания светлых участков, сделать это можно гашеной известью. Только потом на них нанесутся основные цвета.
- Если рабочий день уже закончен, а все сделать не успели (а так бывает чаще всего), штукатурку, которая еще не заполнена росписью, нужно срезать наискосок канцелярским ножом. Срезать ровно на толщину укрывного слоя – это делают для последующей маскировки шва.
И еще немного о краске. Если вы решили расписать наружные стены, то оптимальным вариантом будут краски на базе жидкого стекла. Разводят их на палитре. Контактируя с известью, жидкое стекло даст стойкую, нерастворимую текстуру, очень прочную. Такие краски выигрывают по многим показателям у традиционных составов.